Новые стратегии освоения Арктики, которые появились в России и Соединенных Штатах почти одновременно, могут привести к новому витку борьбы за богатства океанского шельфа. В этих документах сформулированы принципы политики обоих государств в акватории Северного Ледовитого океана, их подход к разделу хранящихся под его дном несметных запасов углеводородов. И в российской стратегии, и в американской – директиве Джорджа Буша, обнародованной в минувший понедельник, сказаны обязательные слова о необходимости международного сотрудничества по этому вопросу, однако в них содержатся и явные намеки на то, что ведущие страны арктической зоны не поступятся принципами в отстаивании своих интересов.
Примерная цена вопроса известна – по оценкам экспертов, арктический шельф таит от 20 до 25% мировых запасов углеводородного сырья. Помимо того, здесь добывается почти половина рыбной продукции мира. А еще – Северный морской путь, самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию, да Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Потенциал этого макрорегиона и прилегающих к нему территорий способен кормить человечество не одно десятилетие.
Отдавать свои богатства без боя Россия явно не собирается. Речь идет об огромном «треугольнике» в 1,2 миллиона квадратных километров, в вершине которого лежит Северный полюс, а в основании – береговая линия от Кольского полуострова до оконечности Чукотки. Эту территорию мы считаем, да и раньше считали своей, а в 1926 году постановлением ЦИК СССР закрепили за собой законодательно.
Конвенция ООН по морскому праву, которую Россия ратифицировала в 1997 году, сократила нашу внешнюю границу до 200-мильной экономической зоны. Поставив свою подпись под этим документом, страна автоматически утратила право на остальную часть Ледовитого океана, в том числе и на свой кусок Северного полюса. Зато на них тут же стали претендовать другие государства.
Теперь, чтобы вернуть утраченное, России нужно доказать, что шельф, а точнее океанский хребет Ломоносова, является непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы. Чем, собственно, и занимались российские ученые, которые за минувшие два года не раз отправлялись в экспедиции по арктическим регионам.
Как и можно было ожидать, российская экспансия на Север побудила действовать и остальных претендентов на «арктический пирог». А таковых сегодня немало – более двух десятков стран.
В опубликованной в 2007 году концепции развития военно-морских сил США спор за Арктику был назван одним из «вызовов новой эры». Вашингтон стал форсировать процесс присоединения к Конвенции по морскому праву, без чего не может участвовать в «тендере» на арктические богатства. Точка в дискуссии, развернувшейся между сторонниками и противниками такого шага, поставлена в директиве Буша: сенат в самое ближайшее время должен ратифицировать этот документ. Как отмечается в директиве, борьба за влияние в Арктике возрастает и будет еще больше активизироваться в ближайшие годы. А это, в свою очередь, «требует от США обеспечить более активное и влиятельное национальное присутствие для демонстрации морской мощи по всему региону».
Последняя директива Буша вызвала явное раздражение у канадцев. Прежде всего, потому, что в ней Северо-Западному проходу, на который претендует Канада, придается международный статус. Как сообщает газета Globe and Mail, глава кабинета министров Стивен Харпер в связи с новой инициативой Вашингтона дипломатично заметил, что у его страны «давние разногласия с Соединенными Штатами по этому вопросу, но мы намерены разрешить эти противоречия», а вот премьер Северо-Западных территорий Флойд Роуленд без обиняков заявил, что притязания США должны получить жесткий отпор со стороны федерального правительства.
Не отстают от американцев и европейцы. Так, Дания — в противовес России и той же Канаде — настаивает на том, что хребет Ломоносова принадлежит именно ей, так как находится в непосредственной близости от Гренландии. Есть свои претензии и у Норвегии, и у других стран. В докладе, который был представлен на состоявшемся в марте 2008 года саммите Евросоюза, прямо говорится о том, что государствам ЕС тоже надо готовиться к конфликтам с Россией из-за энергоресурсов Арктики и пора выработать единую политику в этом вопросе. Та же тема затрагивалась и в «новом манифесте» НАТО, обсуждавшемся на встрече в верхах в Бухаресте, и на Нордическом форуме по глобализации в шведском Риксгрансене, в котором участвовали премьер-министры скандинавских стран и Финляндии.
Для России же отстоять свои территориальные права – не только дело принципа. Ибо понятно, что в последующие десятилетия играть доминирующую роль в мире будет тот, кому достанутся основные арктические нефтегазовые богатства. Однако, как заметил вице-премьер Сергей Иванов, политический аспект освоения подводных территорий не менее важен, чем экономический, «ведь юридическое закрепление прав России на континентальный шельф обеспечит приращение территории нашего Отечества».
О политической и оборонной составляющих вопроса говорилось и на выездном совещании Совбеза, которое прошло в сентябре минувшего года на Земле Франца-Иосифа.
Да и в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», представленной в конце декабря, прогнозируется, что «внимание международной политики будет сосредоточено на обладании доступом к источникам энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики»…
Конечно, триколоры, которые российские полярники втыкают во льды Северного полюса или же в морское дно, — не лучший аргумент в этом споре. Вопрос об «арктическом переделе» должен быть решен исключительно в рамках международного правового поля. Свои доводы Россия через год-другой должна представить комиссии ООН по границам континентального шельфа, однако пока нет никакой уверенности в том, что на сей раз наши доказательства ей покажутся убедительными.