И не потому, что он не мог бы стать замечательным объектом для политических лозунгов, наоборот он затрагивает чрезвычайно важные общественные вопросы и потому призыв к его принятию был включен в предвыборные программы всех ведущих политических сил, а потому, что это именно тот вопрос, который благодаря своей сложности несколько отделено от большой политики, а обсуждение его сосредоточено преимущественно в кругах специалистов.
Тем не менее, после вступления закона в силу он затронет жизнь практически каждого человека в нашем государстве. И потому важно понимать основные его положение, видеть направления тех изменений, которые он приносит в нашу повседневную жизнь.
Прежде всего, необходимо отметить, что закон консолидирует и унифицирует действующую систему общеобязательного государственного социального страхования, реформируя ее в единый функциональный организм. Уже с 2010 года вопросами сбора и учета страховых взносов, точнее — единого консолидированного страхового взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, будет опекаться один специализированный орган — Администрация социального страхования.
Средства, которые платят сегодня предприятия, организации, учреждения да и сами граждане со своей заработной платы в виде взносов на пенсионное страхование, страхование на случай временной потери трудоспособности, безработицы и производственной травмы будут собраны в один платеж, который после его уплаты в автоматическом режиме будет распределяться по четырем фондам социального страхования. Таким образом, предприятия, которые начисляют и платят эти взносы, значительно сократят затраты времени на подготовку и представление отчетности. Удобство этой процедуры предприятия ощутят уже с начала следующего года.
Одновременно закон вносит определенные изменения в действующие законы относительно функционирования фондов социального страхования. Так, в частности уже в 2009 году Пенсионный фонд Украины будет реорганизован в Фонд общеобязательного государственного пенсионного страхования. Вместе с другими административными изменениями, это разрешит унифицировать действующую нормативную базу, построить единую систему электронного документооборота в сфере общеобязательного государственного социального страхования и обеспечить единые подходы к построению информационных и финансовых потоков в системе.
В своих главных положениях закон полностью отвечает принципам, заложенным в «Основах законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании» относительно паритетности управления системой социального страхования со стороны представителей государства, работодателей и застрахованных лиц. А предусмотренные законом шаги относительно реформирования действующей системы социального страхования существенно повысят ее финансовую прозрачность, создадут условия для более высокой стабильности в ее работе.
Вместе с тем закон сбалансирован с точки зрения управления системой сбора и учета единого социального взноса. Механизмы, заложенные в нем, разрешают создать условия для эффективного взаимодействия между фондами социального страхования, Администрацией социального страхования, Кабинетом Министров Украины. Это важная составляющая, ведь система нуждается в полнейшей слаженности всех ее субъектов во время решения таких важных вопросов, как определение размера единого социального взноса на каждый следующий год, во время обмена информацией из персонифицированной электронной базы, а также при решении ряда других вопросов относительно взаимодействия фондов социального страхования. Коллегиальность принятия решений по этим вопросам обеспечивается созданием Трехстороннего совета в сфере общеобязательного государственного социального страхования. Создание Совета не будет нуждаться в удержании дополнительного числа чиновников, ведь ее членами станут лица, делегированные (предназначенные) сторонами социального партнерства из числа действующих на данный момент членов правлений фондов социального страхования.
Также закон содержит нормы, нацеленные на упорядочение механизмов взаимодействия налогоплательщиков и госорганов в процессе представления отчетов.
Таким образом, закон разрешает сохранить самоуправляемость фондов социального страхования и одновременно обеспечить стройную систему их взаимодействия по вопросам сбора и учета единого социального взноса, при сохранении системы государственного регулирования и надзора со стороны исполнительной власти.
Закон более комплексно защищает права застрахованных лиц, в том числе путем применения современных информационных средств. Так, в частности, вместо свидетельств, которые выдаются сегодня Пенсионным фондом, граждане Украины получат удостоверение застрахованного лица в виде электронной смарт-карты, которое даст возможность каждому человеку самостоятельно проверять состояние уплаты работодателями в его пользу единого социального взноса, а в перспективе — получать на карточку выплаты по отдельным видам социального страхования и пользоваться другими сервисными функциями.
Внедрение единого социального взноса должно стать очередным этапом на пути повышения эффективности системы социального страхования в целом и, вместе с тем, важным шагом к снижению нагрузки на фонд оплаты труда предприятий в ближайшем будущем. Поэтому принятие указанного закона в следующие несколько лет должно сопровождаться системой дальнейших мероприятий по усовершенствованию законодательства об оплате труда и другого законодательства с целью поэтапного снижения отчислений на социальное страхование с действующих 37% до 30%, а в перспективе до 25%. Реальность таких планов уже очень скоро после начала работы этого закона будет проверена в нескольких регионах государства. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде и ждет на свое рассмотрение.