Ситуация с уровнем газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) Украины находится и будет оставаться под контролем, Европейская комиссия (ЕК) ведет постоянный диалог с властями страны, заявил журналистам вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович в кулуарах энергетической конференции CERAWeek.
«Мы обсудили это вчера также с министром (энергетики РФ Александром — Ред.) Новаком. Я сказал ему, что мы ведем постоянный диалог с правительством Украины. Мы считаем, что ситуация есть и будет под контролем», — сказал Шефчович.
Ранее Новак сообщил журналистам, что на встрече с Шефчовичем в Хьюстоне обсуждалась, в том числе, ситуация с газопроводом Opal, строительство газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток», надежность транзита газа через Украину.
Согласно данным на сайте «Укртрансгаза» (оператор украинской газотранспортной системы), объем газа в ПХГ Украины на 5 марта составил 8,216 миллиарда кубометров, а уровень заполнения хранилищ — 26,55%.
Украина прекратила закупку газа у России в ноябре 2015 года и в 2016 году впервые не использовала российский газ при подготовке к отопительному сезону, закачивая в хранилища газ, закупленный по реверсу в Европе. В результате страна начала отопительный сезон с запасами газа в 14,7 миллиарда кубометров, что примерно на 2 миллиарда кубометров меньше, чем в последние два года.
Власти России и «Газпром» неоднократно выражали опасения относительно прохождения Украиной пиков спроса на газ в связи с недостаточной заполненностью украинских ПХГ. Представители «Нафтогаза» и чиновники, однако, утверждают, что уровень запаса газа в ПХГ достаточен и обещают обеспечить безопасный транзит газа из РФ в Европу. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев 2 марта в очередной раз заявил, что оставшихся в ПХГ Украины запасов топлива достаточно, чтобы без проблем пройти остаток отопительного сезона.
Украина, Россия и ЕК в декабре прошлого года провели трехсторонние переговоры, в ходе которых украинская сторона выразила готовность купить у РФ от 1,5 до 4 миллиардов кубов газа этой зимой, а Россия подтвердила готовность обеспечить поставки газа. Однако договориться стороны так и не смогли, так как Киев настаивал на подписании допсоглашения к контракту с «Газпромом», которое приостановило бы действие условия «бери или плати».