Геополитическое положение Америки и ее позиции на международной арене ослабнут. С 2 триллионами напечатанных долларов, брошенных на спасение Уолл-Стрита и разваливающейся экономики у армии нет шансов выбивать из администрации бюджеты, сравнимые с золотой эрой Буша.
Один из американских журналистов в прошлом месяце подслушал фразу, оброненную министром обороны Робертом Гейтсом в кулуарах комитета Сената по вооруженным силам:« Сифон оборонных расходов, открывшийся 9/11, закрывается».
Это происходит в самый неподходящий момент – значительная часть военного оборудования и боевых машин изношены непрекращающимися войнами в Афганистане и Ираке. Армия хочет переходить на новые, более современные и дорогие виды вооружений. Необходимо проведение военной реформы, которая также потребует средств.
США тратят сейчас на оборону около 4,5% ВНП – в два раза больше, чем другие развитые страны.
Более того, расходы на оборону сейчас на 20% выше, чем в 1985 году – на пике холодной войны с Советским Союзом и на 43% выше, чем в 1998 году.
Прежде всего, быстрыми темпами растут расходы на персонал. Американский военнослужащий обходится сейчас федеральному бюджету на 45% дороже, чем в 1998 году. Основная часть роста стоимости приходится на медицинские программы для ветеранов вооруженных сил, стоимость которых может достигнуть в 2026 году 90 миллиардов долларов.
Перевооружение является следующей быстро растущей статьей расходов. Программа создания истребителя нового поколения F-35 Joint Strike Fighter уже обошлась в несколько миллиардов долларов, но стоимость интеграции этого чуда техники в существующие подразделения никто даже не берется приблизительно оценить. Стоимость одного F-35 -83 миллиона долларов по сравнению с 30 миллионами, которые стоит принятый на вооружение в 1985 году F-16.
В отличие от оружия, поступавшего в войска 20 лет назад, новые высокотехнологичные виды вооружений требуют огромных затрат по интеграции.
В 2000 — 2007 гг разрыв между оценочной и реальной стоимостью основных оружейных систем вырос с 6% до 27%. Одновременно, задержки в создании конечного образца оружия выросли с 16 до 21 месяца. Другими словами, стоимость основных оружейных систем выросла более чем на четверть, несмотря почти на два года задержки.
Ярким примером является строительство «универсального эсминца» DDG-1000. Его создатели обещали создать самый совершенный и дешевый корабль данного класса за умеренную сумму в 1,5 миллиарда долларов. В итоге, корабля все еще нет, а расходы уже перевалили за 4 миллиарда.