Идея ввести в наш обиход продовольственные карты набирает популярность. Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, каждый третий житель страны был бы не прочь таким образом получать пропитание от государства.
Проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опрос ясно показывает — за последний год число тех, кто выступает за введение таких талонов, заметно увеличилось. Оно и понятно — на дворе мировой экономический кризис, безработица растет. Зато и термин «продуктовая карта» теперь тоже несет другой смысл — это просто один из способов поддержки малоимущих. Скажем, на семью с недостаточными доходами бесплатно выделяется определенное количество картошки, молока и мяса. Получить же их в магазине можно в обмен на специальную карточку. Что-то вроде нынешней системы выдачи бесплатных лекарств в аптеках.
Интересно, что обеспеченные (70%) поддерживают эту идею даже сильнее самих малоимущих ( 62%). Почему? Возможно, потому, что малоимущие собственное положение оценивают гораздо реалистичнее, без всяких прикрас и излишнего драматизма.
Наибольшую поддержку «карточная» идея находит в Сибири (78%) и на Урале ( 76%). Именно в этих регионах расположено много крупных промышленных предприятий, которые сейчас сильно сократили выпуск продукции. Противников больше всего в Северо-Западном федеральном округе ( 32%). Число тех, кто готов получать продукты по карточкам, закономерно нарастает от самых молодых к самым старым. Среди тех, кому не исполнилось 25 лет, таких только 27%. Среди людей старше 60 — 52%. В среднем получается 35%. Результаты настораживают — неужели треть россиян недоедают?
Скорее люди напуганы постоянными разговорами о кризисе, считает директор Центра социальных исследований Института глобализации и социальных движений Анна Очкина.
— Кризис стал раскрученным брендом, который используется как очень удобная и популярная страшилка. А в сложные времена у людей включается «паническая» память. Это как раз объясняет тот факт, почему больше всего поддерживают карточки люди старше 60 лет, — полагает она.
Зато социолога очень радует рост числа тех, кто с пониманием относится к бедным. Сейчас таких уже 50%, хотя год назад было 48%.
— Нам долгое время внушали, что бедность равна твоей «некачественности», что это личная вина. Сегодня маятник качнулся в другую сторону. Мы уже проходим через второй капиталистический кризис, и люди понимают, как трудно все достается.