Вчера на переговорах с Туркменией в Кремле сорвалось заключение соглашения о проекте «Газпрома» – газопроводе «Восток-Запад». Он должен снабжать газом ведущий в Россию Прикаспийский газопровод, строительство которого должно начаться в этом году. В итоге у «Газпрома» не оказалось денег на новую трубу, а Ашхабад решил строить канал в обход России. Теперь туркменскую нефть будут перекачивать через Транскаспийский путь в Турцию и через Nabucco – в Европу.
В Кремле вчера президент РФ Дмитрий Медведев встретился со своим туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым. Итогом их общения стало подписание более десятка документов, что в Москве назвали «наглядным показателем результативности переговоров». Между тем, не был подписан самый важный договор: о строительстве транстуркменского газопровода Восток-Запад. Трубопровод должен был связать северо-восточные газовые месторождения Туркмении с Каспием, вдоль которого планируется протянуть лоббируемый Россией Прикаспийский газопровод. Еще утром в российской делегации и «Газпроме» намекали на то, что именно этот документ станет главным достижением российско-туркменского саммита. Однако после переговоров никто не хотел объяснять, что именно помешало его подписать. Сергей Лавров, Алексей Миллер, Виктор Зубков на ходу отмахивались от журналистов, игнорируя вопросы о трубе, отмечает «Коммерсант».
По версии газеты «Ведомости», не подписывать соглашение было желанием обеих сторон. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов не хотел этого по политическим причинам, поскольку существуют проекты газопроводов в обход России: Транскаспийский – в Турцию и Nabucco – в Европу. У «Газпрома» же нет на это лишних средств, поскольку цены на газ будут понижаться. Стоимость проекта, по оценкам экспертов, не менее $1 млрд «а вопрос ресурсов в связи с кризисом серьезный», – заявил накануне помощник президента Сергей Приходько. Если вспомнить, что Москва только за последние месяцы выделила либо обещала выделить Белоруссии, Киргизии и Армении кредитов в общей сложности на сумму не менее четырех миллиардов долларов, то можно понять причину вчерашнего «газового» молчания президентов.