Несмотря на все обещания, которые звучали сегодня на «большой двадцатке» — прикрыть «налоговые гавани», остановить протекционизм и призвать к порядку жадных банкиров — мировые лидеры все же упустили главное. Единственный вопрос, который сегодня действительно важен — и единственный, не продвинувшийся на саммите ни на йоту — это восстановление баланса мировой экономики. Пока американцы не начнут тратить меньше, а Китай, Германия и прочие страны с положительным сальдо торгового баланса — больше, наш корабль тонуть не перестанет.
Какая, в самом деле, разница, сколько миллионов хранится на счетах оффшорных банков Гонконга или Макао? Сколько бы их там ни было, это капля в море по сравнению с 2 триллионами долларов валютных резервов, спокойно лежащими где-то в Китае. Я подозреваю, что президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) так зациклился на «налоговых гаванях» просто чтобы продемонстрировать свое беспокойство по поводу Китая, не ввязываясь при этом в трудную борьбу с дисбалансом мировой экономики, который и завел нас в это болото. «Налоговые гавани» — всего лишь симптом проблемы, а корни ее лежат в хронической булимии мировой экономики.
Ирония ситуации состоит в том, что, хотя китайцы со своими гигантскими сбережениями сейчас, казалось бы, на коне, в конечном итоге, им может прийтись хуже всех, если они не сбалансируют свою экономику и не уменьшат зависимость от экспорта. Исторически, от рецессий и депрессий всегда больше страдали страны с положительным торговым балансом, а не с отрицательным.