Антикризисная «вакцинация от пессимизма», которую недавно провел президент, посоветовав высокопоставленным лицам «придержать языки» по части своих макроэкономических догадок, сделала кремлевских чиновников абсолютно невосприимчивыми к любым кризисным проявлениям. Теперь все стараются во всем видеть позитив. Помощник президента Аркадий Дворкович так и вовсе заявил в среду, что вторая волна кризиса уже не актуальна. У независимых экспертов, правда, на этот счет есть собственное мнение.
Пресловутое «дно» кризиса ищут давно. Догадок, где же находится это самое «дно», есть ли оно вообще и долго ли до него еще катиться, за последние месяцы было сделано столько, что никто уже не воспринимает их всерьез. Посему в Кремле изменили тактику. В среду г-н Дворкович заявил, что пессимистичный сценарий отошел на второй план, в ближайшие месяцы наша экономика стабилизируется.
— В последующие месяцы мы ожидаем более позитивной динамики и меньших цифр спада в экономике, — сказал помощник президента.
Слушать Дворковича приятно вдвойне после того, как накануне глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) в России Пол Томсен сообщил широкой общественности, что прогноз по ВВП для нашей экономики ухудшен. К концу года этот показатель предположительно упадет не на 6%, а на все 6,5%.
— Тот прогноз, который дал Международный валютный фонд, можно признать разумным с той же вероятностью, как и любой другой прогноз сегодня, — отмахнулся Дворкович, а затем выложил кремлевскую позицию по этому поводу.
— Никто не знает, будет ли второе «дно». Мы надеемся, что стабильность после второго полугодия сохранится, — сообщил он. — Реализуется такой сценарий или нет — зависит от действий властей разных стран, скоординированности их действий. Думаю, второй волны можно избежать. Никакой предопределенности такого сценария нет.
— Надо напомнить господам чиновникам, что в феврале-марте «дна» не было. Какое «дно», когда по итогам апреля по целому ряду ведущих макроэкономических показателей было зафиксировано падение? — удивляется директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Инвестиции в основной капитал — минус 16,2%, промышленность в минусе на 17%, мы по наклонной валимся вниз.
По мнению эксперта, в июне экономическая ситуация, без сомнения, улучшится. Но вызвано это будет отнюдь не экономическим ростом, а так называемым эффектом базы. Проще говоря, на фоне прошлогодних провальных показателей, например, по промпроизводству, нынешнее падение будет казаться не таким уж глубоким.
— Аргументов в пользу улучшения экономической ситуации нет ни единого, — соглашается с Николаевым президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.
А вот о грядущем ухудшении, по его словам, очень красноречиво говорит резкое сокращение денежной массы.
— Тем самым усиливается кризис ликвидности, который усугубляет кризис региональных бюджетов и региональных финансов, — поясняет эксперт. — История с Пикалёвом — классический пример, когда на этот клубок наматываются и социальные проблемы.
Есть ли при таком раскладе шанс вынырнуть прямо сейчас и не погружаться на второе «дно»? Ответ, по мнению экономистов, очевиден.
— Там в правительстве радуются, что, может, кризис и не будет W-образным, не будет второго «дна», мол, нефть же дорожает, индексы растут. Но и на фондовом рынке, и на рынке нефти надулись спекулятивные пузыри. Очевидно, что скоро они лопнут, — предупреждает Николаев, по прогнозам которого к концу года нас ждет 9-10%, а в самом худшем случае даже 15% спада ВВП. — Ясно же, что ни в латинице, ни в русском языке еще не придумали букву для обозначения нашего кризиса.
Впрочем, среди аналитиков уже ходит невеселый анекдот о том, что кризис в российской экономике совершенно особый — «Ж-образный»