В середине июня была опубликована «Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 год». Безусловно, появление этого документа факт положительный; наконец-то, вместо шаманских антикризисных заклинаний правительство предлагает нам свой план конкретных действий, которые, по мнению кабинета министров, устранят печальные последствия экономического кризиса.
Однако ознакомление с «Программой… » вызывает недоумение с первого же абзаца: «После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью не сырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые».
Согласно авторам «Программы… » у нас, оказывается, 10 лет происходил динамичный экономический рост?!
Не только в СМИ, но и на более солидных уровнях уже не раз отмечалось, что в России за все постсоветские годы богатые становились все богаче, а бедные — все беднее! И вот такая «динамика» была действительно устойчивой.
Динамический экономический рост наблюдался в кошельках наших олигархов, капитал которых ежегодно увеличивался в разы. Было десять миллиардов, стало двадцать! Было двадцать, стало сорок! Не обижены и высшие чиновники. Их доходы скромнее, конечно, но тоже исчисляются, как правило, семизначными цифрами. Ну а годовые доходы и размеры пенсий рядовых граждан не всегда дотягивают до ста тысяч рублей и вырастали за год не более чем на десять процентов.
Одновременно с таким незначительным размером и малым ростом заработной платы и пенсии в разы росли розничные цены в торговой сети, что, безусловно, снижало уровень жизни населения России. Поэтому говорить о динамическом экономическом росте применительно ко всей России, по меньшей мере, не корректно.
Что касается падения производства, то оно наблюдалось и наблюдается все постсоветские годы и это вовсе не следствие кризиса, а политика правительства РФ. В первом же абзаце авторы вышеуказанного правительственного документа пытаются представить кризис как некое стихийное бедствие, цунами, смерч, землетрясение, повлекшее падение производства, рост безработицы, снижение доходов населения. То есть, на наш взгляд, ставят все с ног на голову.
Падение производства — это политика правительства РФ, суть которой, как свидетельствует практика, — развал отечественного производства. И эта политика привела к кризису, а не кризис явился причиной падения производства. И кризис этот не стихийное бедствие, а во многом — результат целенаправленной политики наших высокопоставленных чиновников.
Для чего проводится такая политика? Тоже понятно. Вкладывание инвестиций в любое производство сопряжено с риском. Гораздо проще купить «за бугром» за рубль, а на любимой Родине продать за три. Благо российские законы этому не препятствуют. Риск минимальный. Чтобы его еще более минимизировать, нужно задавить как можно сильнее отечественное производство во всех его видах. Что и делается с помощью наших депутатов и чиновников всех мастей. Бескорыстно ли?
Отвлечемся ненадолго от «Программы… », так как предвидим, что нас начнут упрекать в зависти к чужим успехам. Найдутся и советчики, которые скажут: « Работать надо!».
В самом начале рыночных реформ был в ходу такой слоган: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?». Действительно, может наши олигархи и чиновники такие богатые, потому что они столь умны, а нас господь не сподобил? Может они трудятся не покладая рук и создают новую технику, выращивают огромные урожаи? А мы, читатель, лежим на печи?
Ничего подобного у нас в стране не замечено. Кто может продемонстрировать хотя бы один образец новой техники (автомобиль, трактор, станок, телевизор, кофеварку, и т.п), который создан в стране за последние двадцать лет? Увы, похвастаться нечем. Нечем похвастаться и в части продовольствия. Его более половины завозится из-за границы. Аналогично — и товары повседневного спроса. Так что же такое сделали наши олигархи? В чем секрет их обогащения?
Секрета никакого нет. Вот одна из простейших схем обогащения. Берете у государства большую сумму денег в кредит. Естественно по знакомству. Отстегиваете часть этой суммы чиновнику, который посодействовал получению кредита. А дальше, опять-таки, по знакомству, или покупаете какое-либо месторождение сырья, или, создав банк, даете деньги в кредит под большие проценты, какому-нибудь спекулянту, либо сами становитесь спекулянтом. Возвращать кредит не обязательно. В зависимости от уровня знакомства, вам либо прощают кредит, либо вы вновь отстегнете нужному человеку энную сумму. Всем и все уже давно известно и на все это смотрят сквозь пальцы все правоохранительные органы, которые усиленно изображают борьбу с коррупцией.
Это простейшая, читатель, схема. Современные схемы и технологии обогащения достигли такого совершенства, что даже Остап Бендер отдыхает. Такая динамика мошеннического совершенствования у нас также имела место за последние двадцать лет.
Ну а если вы не имеете влиятельных знакомств, или вам претит мошенничество, и вы хотите честно зарабатывать деньги? Тогда вам уготован прожиточный минимум, который мало отличается от лагерного максимума не столь далеких времен. Да и то не сейчас, а позже, в 2010 году, как обещал премьер Путин. И нам, читатель, понадобится здоровье, чтобы дожить до счастливых времен!
Впрочем, вернемся к антикризисной программе. Поскольку не определены причины кризиса, невозможно правильно определить и антикризисные действия. Достаточно ли антикризисных мер предложенных правительством, или нужны еще какие-то меры? Ответить на этот вопрос невозможно. Да это и не нужно ни кабинету министров, ни Федеральному Собранию, которое, конечно же, одобрит программу антикризисных мер…
Формально все сделано верно. В программе есть раздел « Приоритеты антикризисных мероприятий». Предлагается семь приоритетных направлений. Каждое из направлений, безусловно, важное и нужное. Ну, кто будет спорить против пункта «Выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением»?! Или такой пункт: «Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста». Еще один: «Обеспечение макроэкономической стабильности». И так далее.
А далее идет детализация продекларированных приоритетов и завершает программу довольно подробный «План действий по реализации программы антикризисных мер». В плане этом приведены и содержание мероприятия, вид отчетного документа, срок исполнения, ответственные исполнители, и объем финансирования.
Все верно, в полном соответствии с правилами составления планов. Только, если причины кризиса определены неверно, то и предложенный план действий и программа в целом не внушают доверия. Разве не так? Почему же причины кризиса определены неверно и старательно замаскированы? Не потому ли, что если честно определить причины кризиса, то придется признать, что уже 16 лет мы идем не в ту сторону, признать, что хваленое общество потребления, которым нас заманили в рыночную экономику, является новым несбыточным вариантом построения коммунизма, вариацией огромной пирамиды типа «МММ»?
Нет, конечно, общество потребления построить удалось, только список членов этого общества не больше списка членов ЦК КПСС. Для чего же тогда огород городили? Неужели для того, чтобы поменять один сомнительный список на другой, еще более сомнительный?
В последнее время премьер Путин демонстрирует свое стремление навести в стране порядок. Первый раз такая демонстрация прошла в Пикалево, второй — в магазине «Перекресток». Любому здравомыслящему человеку ясно, что такими «демонстрационными» методами управлять страной, мягко говоря, негоже. Полагаем, и сам Путин прекрасно уясняет, что эти его действия ни что иное как обыкновенный самопиар, причем, такой же сомнительный, как и антикризисная программа правительства? Ведь она (вчитайтесь внимательнее в текст программы…) — ничто иное как перепевы фактически провалившихся приоритетных национальных проектов…
Удивил премьер и 28 июня во время встречи с лидерами фракций Госдумы РФ, когда заговорил о повышении эффективности бюджетных расходов и программ: «… Все, что вызывает подозрения, что там деньги будут истрачены не эффективно, либо просто могут разворовываться — все это нужно вычистить из бюджета». Надо понимать, в переводе на российский язык образца начала ХХI века эта премьерская тирада означает, приблизительно, следующее: находящиеся под подозрением у В. Путина потенциальные расхитители бюджетных средств наказываться увольнением или судебным приговором не будут. А вот, чтобы расхищать им было нечего, то бюджетное финансирование возглавляемых ими ведомств или регионов прекратится. Ну, по типу такого «метода» борьбы с перхотью как отрубание головы…
При этом Владимир Владимирович объяснил парламентариям, что правительство намерено щедро финансировать приоритетные программы и расходы, но для этого, мол, следует «четко отстроить систему приоритетов». А кто ее будет отстраивать, господин премьер-министр, те члены созданной вами вертикали власти, которых вы считаете потенциальными жуликами, коим нельзя доверить государственные финансы, но можно, в то же время, доверить власть?
Как отреагировали участники встречи на эти премьерские перлы, сказать трудно, так как В. Путин предложил госдумовцам сначала высказаться, «а потом, когда пресса пойдет чай пить, мы перейдем к дискуссии… ».
Вообще-то интересно получается. Какие могут быть секреты от народа, когда глава правительства и лидеры фракций обсуждают самые злободневные проблемы социально-экономической жизни общества — общества, которое делегировало через выборы своих представителей в парламент, утвердивший, напомню, и премьер-министра? Но, видимо, все-таки есть у В. Путина тайны, разглашение которых чревато, по его мнению, нанесением урона системе государственного регулирования в нашей стране.
Мы же полагаем, что эта система чрезмерно забюрократизирована и размеры ее настолько велики, что она оказывает весьма заметное отрицательное влияние на экономическое развитие России. В наши дни, когда жизнь в российском обществе усложняется, широко образованные и тонко чувствующие настроения народа политики становятся необходимы обществу — для того, чтобы спокойно и уважительно служить людям. Для общества, думающего о своем завтрашнем дне, одного усиления экономических позиций родного государства мало; трудящиеся россияне хотят положительных преобразований не только в экономике, но и во всех областях общественной жизни.