Одной из главных проблем формирования нового облика Вооруженных сил является высокий уровень офицерской преступности в войсках и воинских формированиях. Об этом на расширенной коллегии Главной военной прокуратуры сообщил Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский, передает ИТАР-ТАСС. Как отметил прокурор, «ее масштабы достигли наивысшего показателя за последние 10 лет. Военнослужащими совершено свыше 2 тыс преступлений, треть из них носит коррупционную направленность». При этом высокий уровень криминализации, по его словам, имеет место как среди младших, так и среди старших офицеров.
В текущем году в результате преступных посягательств офицеров пострадали более 540 военнослужащих, — заметил Фридинский. — Увеличился и превысил полумиллиардный рубеж причиненный ими воинским частям и учреждениям ущерб. И это в условиях значительного сокращения офицерского состава", — констатировал он.
„Совершенно очевидно, что любые благие намерения по формированию нового облика Вооруженных Сил и других воинских формирований так и останутся намерениями, если в ближайшее время мы не сможем преодолеть нарастание этой негативной тенденции“, — заметил он. Он потребовал „самым серьезным образом проработать принятые /на прошедшей накануне коллегии в Минобороны/ решения, создать необходимые организационные условия для их качественного неформального выполнения“.
Главной военной прокуратурой, отмечено „нарастание вала криминальных правонарушений с причинением существенного ущерба государству в сфере распоряжения материальными средствами и военным имуществом при реализации государственного оборонного заказа, жилищного и капитального строительства, утилизации вооружений“.
„Проверками вскрываются все новые и новые факты злоупотреблений и иных корыстных посягательств воинских должностных лиц. А значит, у правонарушителей была твердая уверенность, прокурор до этих фактов не дойдет. А нужно, чтобы была уверенность, что в случае таких махинаций, реакция прокуратуры будет достаточно быстрой. Только при таких условиях можно кардинальным путем повлиять на ситуацию“, — сказал Фридинский.
По его словам, экономические правонарушения приводят к тому, что в войска поступают некачественные вооружение и техника, не выполняются государственные заказы, не решаются другие вопросы обеспечения надлежащей жизнедеятельности войск. Кроме того, до реальных производителей и поставщиков военной продукции деньги не доходят, что создает социальную напряженность в трудовых коллективах и ставит оборонные предприятия на грань выживания.
„Буквально на днях, — сообщил он, — завершена проверка ряда должностных лиц управления развития и организации заказов организационной техники и вооружения и штаба ВДВ, по вине которых коммерсантам за поставленное в Воздушно-десантные войска негодное к использованию обмундирование перечислено почти 280 млн рублей“.
По его словам, деньги были заплачены одному из московских предприятий за изготовление и ремонт большой партии парашютов для десантирования боевой техники. Однако позже выяснилось, что купленные парашюты нельзя использовать – они были изготовлены из старых деталей. Как отметил С.Фридинский, представители армейского заказчика попросту закрыли глаза на то, что парашюты были непригодны для использования. Сейчас по этому факту возбуждено уголовное дело.
Также главный военный прокурор рассказал и про дело бывшего начальника одного из подразделений Главного ракетно-артиллерийского управления минобороны генерал-майора Валерия Знахурко. Этот высокопоставленный военный не только похитил 93 миллиона рублей бюджетных денег, но и в течение шести лет снабжал войска некачественными бронежилетами, которые легко пробиваются пулями и осколками. Как отметил С.Фридинский, только за последние полтора года нанесенный в результате мошенничества при реализации оборонного заказа ущерб составил более 500 миллионов рублей.
Кроме этого коррупция в военкоматах остается на прежнем уровне — не снижается, должностные лица „обогащаются не только за счет призывников, но и государства“, констатировал на расширенной коллегии Главной военной прокуратуры Главный военный прокурор Сергей Фридинский. По его словам, в 2008 году „установлен ущерб на сумму более 20 млн рублей, нанесенный государству дельцами только этих учреждений“.
В качестве примера он привел уголовное дело в отношении военного комиссара Муйского района Бурятии, который „с 2006 по 2008 год поставил на поток фальсификацию документов о якобы произведенных военным комиссариатом тратах в ходе организации и проведения призыва“, похитив почти 3 млн рублей. При этом в этот же период осуществлялась программа по противодействию коррупции в военных комиссариатах.
"Продолжает распространяться практика корыстных злоупотреблений в ходе призывных кампаний, — сказал Главный военный прокурор, оговорившись, что „должностные лица превращают такие мероприятия в конвейер по личному обогащению“. Так, по его словам, председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата Центрального и Куйбышевского районов Новокузнецка во время призыва весной 2008 года совместно с фельдшером – секретарем военно-врачебной комиссии за денежное вознаграждение вносили в листы медосвидетельствования призывников ложные сведения, дающие право на освобождение от военной службы. Только за время одного призыва в результате их действий незаконно освобождены от военной службы 207 призывников, а сумма полученных взяток в общей сложности превысила 10 млн рублей.