Международный валютный фонд (МВФ) готов выделить Украине третий транш в размере 3,286 миллиарда долларов, больше половины из которых вновь пойдут на финансирование дефицита госбюджета. Взамен МВФ потребовал пересмотреть госбюджет: его капитальные расходы, а также субсидии и льготы будут урезаны, а доходы от НДС, наоборот, увеличены. Киев не мог не согласиться с МВФ, считают эксперты, так как падение экономики делает невозможным полное финансирование нынешних расходов бюджета.
Совет исполнительных директоров Международного валютного фонда в конце июля–первые дни августа завершит второй пересмотр программы сотрудничества с Украиной в рамках соглашения stand-by и выделит Киеву третий транш в размере SDR 2,125 миллиарда (по курсу МВФ на 10 июля – 3,286 миллиарда долларов), сообщила в пятницу глава миссии фонда Джейла Пазарбазиолу. Эти рекомендации стали возможными благодаря согласованию миссией фонда, работающей в Киеве с 23 июня, с Нацбанком и Кабмином завершения второго пересмотра на техническом уровне. Пазарбазиолу присоединилась к переговорам только 30 июня.
В ходе изучения экономической ситуации в Украине эксперты МВФ ухудшили прогноз падения ВВП в нынешнем году с 8% до 14%, улучшили инфляционные ожидания с 16% до 13% и позволили Кабинету министров увеличить дефицит госбюджета с 4% до 6%. Рост дефицита бюджета вызван необходимостью финансирования дефицита НАК «Нафтогаз України» на сумму 2,6% от ВВП, тогда как на рекапитализацию банков пока потрачено 9,5 миллиарда гривен из 44 миллиардов гривен. «Причина пересмотра прогноза ВВП – ухудшение экономического развития страны в I квартале, – говорится в релизе МВФ. – Наиболее ощутимое сокращение реального ВВП повлияет на быстрое улучшение баланса счета текущих операций, но ослабит ситуацию с доходами правительства».
МВФ потребовал провести секвестр госбюджета. По словам и. о. министра финансов Игоря Уманского, Кабмин примет меры по активизации дополнительных доходов и сокращению расходов: «Сокращение расходов планируется в части мероприятий капитального характера, использования субсидий, оптимизации госзаказа, налоговых льгот и преференций». «Чрезвычайно важно, чтобы власть Украины внедряла все необходимые меры, в том числе в период приближения президентских выборов, чтобы удержать фискальные процессы в соответствии с целевыми параметрами программы», – говорится в релизе МВФ.
Источник в Минфине рассказал, что инвентаризация льгот коснется импорта, например энергосберегающего оборудования, что увеличит доходы бюджета на 2-3 миллиарда гривен. Правительство также детализирует товарные коды и расширит перечень документов, необходимых для импорта продукции – таможенники для определения реальной цены импортного товара будут требовать инвойс производителя, а не посредника. Планируется усовершенствовать процесс подачи дополнения #5 к декларации по НДС и исключить возможность использования бизнесом старых налоговых накладных для увеличения заявок на возмещение НДС. «Любая корректировка предприятием деклараций с применением старых накладных станет поводом для выездной проверки налоговой администрации совместно с Министерством внутренних дел», – сказал чиновник. Новое повышение ставок налогов и акцизов пока не планируется.
Среди других обязательств – пересмотр финансового плана НАК «Нафтогаз України», ежеквартальное повышение цен на газ для населения, введение распределительных счетов для предприятий теплокоммунэнерго, передача Национальной комиссии регулирования электроэнергетики функции определения тарифов на ЖКХ, реформирование налоговой и пенсионной систем в 2010 году. Принятие законов об усовершенствовании рекапитализации банков, определение их реальных собственников и усиление независимости Нацбанка позволит Киеву в ноябре-декабре получить четвертый транш в размере SDR 2,5 миллиарда (3,87 миллиарда долларов). Президент Виктор Ющенко уже пообещал подписать все законы, которые будут одобрены парламентом для выполнения меморандума о сотрудничестве с МВФ.
Как и при получении второго транша, премьер-министру Юлии Тимошенко снова удалось убедить миссию МВФ направить больше половины средств в госбюджет. Из 3,3 миллиарда долларов третьего транша 1,9 миллиарда долларов пойдут на погашение внешних долгов Украины. На эти же цели в мае правительство получило от МВФ 1,5 миллиарда долларов. В то же время госбюджет-2009 предусматривает возврат внешних долгов в 2009 году на сумму 12,93 миллиарда гривен (1,697 миллиардов долларов).
Таким образом, МВФ дает Украине на расчет с внешними кредиторами в два раза больше, чем необходимо. "В меморандуме есть формулировка: „направить деньги в бюджет, в том числе на погашение внешних долгов“. Значит, Кабмин сам распределит оставшиеся средства. Может, на долги Укравтодора или 'Нафтогаза„“, – сказал источник в Секретариате президента. В августе правительству необходимо погасить евробонды на 500 миллионов долларов. Другие выплаты по публичным долгам государства до конца года – 170,5 миллиона долларов. Фактически на поддержку курса НБУ получит всего 1,4 миллиарда долларов.
Эксперты уверены, что сейчас наилучшее время для принятия таких непопулярных мер, как сокращение расходов госбюджета и повышение тарифов на газ и ЖКХ. Тем более что ответственность за эти шаги Кабмин разделяет с МВФ, подчеркивает старший экономист центра „CASE-Украина“ Владимир Дубровский. „Накануне выборов правительство всегда может сказать, что это предложения фонда“, – говорит он. При этом ответственность за увеличение тарифов будет переложена на НКРЭ, а непринятие необходимых законов – на Верховную раду, считает директор Бюро экономических и социальных исследований Валерий Гладкий.
Усиление независимости Нацбанка позволит ему принимать более взвешенные решения, а его монетарная политика не будет подчинена цели финансирования бюджета. „Если Центробанк будет независимым, его основной целью станет таргетирование инфляции и конкурентоспособность экономики“, – полагает Гладкий. В то же время раскрытие информации о собственниках банков эксперты не считают первоочередной задачей. „Поскольку у нас право собственности не защищено, то лучше скрывать эту информацию“, – говорит Дубровский. По его мнению, сами собственники банков через депутатов могут заблокировать принятие соответствующего закона.
Экономисты не согласны с решением Кабмина сократить расходы на капитальные программы. Гладкий уверен, что активизация инвестпрограмм должна стимулировать внутренний спрос и поддерживать базовые секторы экономики: „Сокращать эти расходы нецелесообразно“. Но это вынужденный шаг – именно поэтому Кабмин согласился с аргументами МВФ. „От сокращения расходов бюджета никуда не деться – налоги и платежи Нацбанка были выплачены наперед, и во II полугодии это грозит правительству невыполнением обязательств, что может спровоцировать вторую волну кризиса“, – добавляет Владимир Дубровский.