Наталья Печорина, РИА Новости Украина
Впервые за два года «очистки» банковской системы от банков правоохранительные органы заинтересовались подробностями банкротства одного из банков. Сначала Национальная полиция Украины задержала одного из должностных лиц банка «Михайловский», который подозревается в причастности к выведению около 60 миллионов долларов, что привело к неплатежеспособности банка.
Затем Шевченковский районный суд Киева арестовал бывшего главу правления банка «Михайловский» на два месяца и назначил залог в 137,8 миллиона гривен (5,5 миллионов долларов).
Афера или банкротство?
Банк «Михайловский» был объявлен банкротом 23 мая, а за два дня до этого заявления глава правления банка Игорь Дорошенко заявил о своем уходе с должности. Позже выяснилось, что за сутки до объявления кредитный портфель банка оказался в распоряжении финансовой компании «Фагор», а большая часть депозитов физлиц в банке оформлялась не в виде классического договора о размещении депозита а в виде инвест-договора, и не с банком, а с финансовой компанией.
Как заявил заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Андрей Оленчик, владельцы не только «почистили» банк и оставили долги по депозитам на млрд, но и обманули вкладчиков своих финансовых компаний, где люди потеряли 1,5 млрд грн.
Таким образом, эти договоры не попадали под возмещение Фондом гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ), что привело к протестным акциям под НБУ вкладчиков «Михайловского».
По словам Оленчика, жертвами этой аферы стали около 14 тыс. человек.
«Эти люди пострадали в достаточно крупной, многоходовой и достаточно длительной во времени афере, в которую были задействованы и банк «Михайловский», и две финансовые компании – так называемый информационно-расчетный центр и кредитный информационный центр, страховая компания «Форте» и еще полтора десятка юридических лиц, не финансовых учреждений. За всей этой схеме стоят владельцы и топ-менеджеры банка «Михайловский», — заявил Оленчик.
По его словам, 19 мая за 72 часа до того, как банк «Михайловский» был признан НБУ неплатежеспособным, были проведены технические проводки, согласно которым якобы средства тех займов, этими финансовыми компаниями возвращены в банк «Михайловский» и зачислены на текущие счета всех этих 14 000 человек. Но счета оказались пустыми, так же, как и кредитный портфель банка, и кредиты, выданные магазином «Эльдорадо», связанной с владельцем банка бизнесмена Игоря Полищука.
Эти кредиты оказались в распоряжении другой компании, которая, как оказалось не совсем чужая менеджменту банка-банкрота.
Уравнения с известными (переменными)
Кредиты банка «Михайловский», «таинственным» образом оказались в распоряжении компании «Фагор», которая подконтролья бывшим топ-менеджерам «Михайловского». Собственно, для получения контроля над кредитным портфелем банка, затевалась и история с банкротством.
Об этом напомнил журналист Александр Дубинский на своей странице в Facebook: «Как вы помните, ходят слухи, что господин Дорошенко «положил» банк «Михайловский» по заказу одесского бизнесмена Бориса Кауфмана — которому топ-менеджер «Платинум Банка» Дмитрий Зинков предложил, по сути, беспроигрышную схему. Банк «Михайловский» бизнесмена Виктора Полищука был крупнейшим кредитором его же сети по продаже бытовой электроники «Эльдорадо» — на сумму около 700 млн грн. Зинков брал на себя задачу убедить Дорошенко «завалить» банк «Михайловский» — а именно, довести его до временной администрации под контролем НБУ и перед банкротством вывести кредитный портфель «Эльдорадо».
«Господин Дорошенко с задачей справился успешно: «Михайловский» — банкрот, кредитный портфель «Эльдорадо» 700 млн грн — переведен на финансовую компанию «Фагор», бенефициарами которой называют Дорошенко, Ерасова, Панфилова (все трое — экс-топы «Михайловского»). Следующим ходом должна была произойти перепродажа кредитного портфеля «Фагора» на «Платинум Банк». Но сначала планам помешал разгоревшийся в вокруг «Михайловского», а затем — по слухам — Дорошенко решил оставить «Фагор» себе”, — добавил Дубинский.
Что дальше?
Задержание только главы правления банка-банкрота — это верный, но не единственный шаг, который нужно было бы сделать в этой ситуации. По международной практике, арестовывать нужно всех, причастных к управлению обанкротившегося банка.
Иначе, прогнозирует эксперт по банковским вопросам, заслуженный экономист Украины Игорь Полховский, дальше будет как с «Элита-центр».
“Есть уже пример – это всем известная «Элита-центр», когда была классическая мошенническая схема. Те люди, кто собирал деньги, сбежали, потом их поймали, вернули сюда, отпустили и т.д. В данной ситуации непосредственно в самом банке работал так называемый «черный банк», это когда потенциальные вкладчики приходили, заключали договора в помещении банков — не депозиты банковские, а финансовые соглашения с некими финансовыми компаниями, и деньги перечисляли непосредственно на счет. Тем самым эти деньги не отображались в балансе банка и, естественно, государство по ним не может нести ответственность”, — пояснил Полховский.
В ситуации с банком «Михайловский», по его мнению, должны быть задержаны и главный бухгалтер и главный акционер, кто влиял на политику банка, на подбор кадров. “Не только задержаны, а, как минимум, арестовано все их имущество, все их активы, потому что предполагается, что эти деньги использовались в мошеннических целях именно топ-менеджментом либо акционерами для удовлетворения собственных потребностей… Это мошеннические схемы, а мошеннические схемы компенсируются исключительно за счет мошенников. А в этой схеме, если это так, то мошенники являются топ-менеджерами, скорее всего, и акционерами”, — добавил эксперт.
По словам Андрея Оленчика, Фонд гарантирования распутал схему мошенничества в банке и полномочное лицо приняло решение в соответствии со статьей 38 закона о системе гарантирования вкладов и были признаны ничтожными не только те транзакции, которые имели отношение к этим 14000 человек, а вообще по всей схеме.
«В связи с этим, эти 1,5 миллиарда, которые были украдены в этих 14 000 людей, они физически существуют у очень конкретных лиц, у этих лиц есть действующий бизнес, действующие активы в Украине, и справедливый вариант, безусловно, не перекладывать эти проблемы на бюджет, на всех налогоплательщиков, а найти эти средства, заставить их вернуть на баланс банка «Михайловский», — подчеркнул Оленчик.
Однако, кроме правоохранительных органов есть еще Национальный банк, куратор от него находился в банке, но, по версии регулятора, когда глава правления Дорошенко оставил должность в банке перестала работать система «операционный день». «Наш куратор был все время в банке. Но пока не работала система, ничего нельзя было отследить. В семь часов вечера в пятницу куратор вдруг увидел, что средства физлиц увеличились на 1 млрд грн», — заявила замглавы НБУ Екатерина Рожкова в интервью Лига. Финансы после объявления «Михайловского» неплатежеспособным.
Несмотря на открытое мошенничество в банке накануне объявления его банкротом, понадобилось еще несколько месяцев, чтобы дать старт следствию вокргу этой детективной истории. Найдутся ли виновные, понесут ли они наказание?