Правительство решило отказаться в следующем году от масштабной антикризисной программы. Ее остатки в бюджете-2010 превратятся в «иные расходы». То, что в 2009 г. считалось борьбой с кризисом, в 2010 г. станет повседневностью, объясняют чиновники
Проект бюджета-2010 Минфин внес в правительство в понедельник. Сегодня его представят премьеру Владимиру Путину на комиссии по бюджетным проектировкам, а в четверг вынесут на заседание правительства.
Деньги против кризиса
300 млрд руб. в бюджете заложено на поддержку банков, в том числе 280 млрд руб. на докапитализацию ВЭБа и ВТБ и 20 млрд руб. — АИЖК, 372,5 млрд руб. — на поддержку отдельных отраслей и рынка,, и труда, 150 млрд руб. — на дополнительные трансферты регионам, 50 млрд руб. — на субсидии РЖД, 35 млрд руб. — на обеспечение жильем ветеранов.
Согласно расчетам Минфина (материалы есть у «Ведомостей») расходы бюджета в 2010 г. вырастут всего на 52,7 млрд руб. (к уровню этого года) — до 9,82 трлн руб. Доходы составят 6,64 трлн руб., дефицит бюджета — 3,19 трлн руб. Почти такими же эти показатели были и в 2009 г. Резервный фонд в следующем году потратят практически полностью, и государство начнет активно занимать — размер чистых рыночных заимствований в 2010 г. составит 1,13 трлн руб. «Бюджет должен быть консервативным, реальным и не создавать замки из песка. Если у нас появятся деньги, мы найдем, куда их вложить», — посоветовал вчера министру финансов Алексею Кудрину президент Дмитрий Медведев (цитата по ИТАР-ТАСС).
Правительство откажется от формулировки «антикризисные меры», использованной при подготовке действующего бюджета. Расходы 2009 г. Минфин делит на пять составляющих: обслуживание госдолга (235,1 млрд руб.), трансферты Пенсионному фонду ( 1,9 трлн руб.), социальные обязательства ( 3,5 трлн руб.), антикризисный резерв ( 907,5 млрд руб.) и иные обязательства ( 3,3 трлн руб.).
Бюджетные траты на антикризисные меры в 2009 г. Минфин оценивает в 9,3% от всего объема расходов (см. врез). В следующем году антикризисного задела в бюджете уже не будет, говорит чиновник ведомства финансово-экономического блока. Запланированный остаток антикризисных средств 2009 г. (0,8% всех трат казны в 2010 г.) отнесен к «иным расходам». В этот раздел включены также затраты на подготовку к Олимпиаде, проведение саммита АТЭС, финансирование ФЦП, оборону и другое обеспечение деятельности, указывает Минфин в материалах.
На самом деле расходы бюджета на антикризисные меры в 2010 г. не снизятся, объясняет чиновник аппарата правительства: «Просто в 2009 г. эти траты были выделены по отношению к штатным расходам, теперь антикризисная поддержка ушла внутрь бюджета — в обычные статьи». «Кризис становится повседневностью, выделять борьбу с ним в отдельную строку уже нет смысла», — добавляет другой чиновник правительства.
Отказавшись от анонсирования очередного антикризисного пакета, государство, видимо, готово сигнализировать, что кризис заканчивается, замечает партнер ФБК Игорь Николаев. Недавно Минэкономразвития сообщило, что экономика в июне выросла на 0,1%, напоминает он.
«Антикризисные меры 2009 г. направлены прежде всего на поддержку банковской системы и реального сектора, кому и куда эти деньги уходят, обычному человеку далеко не всегда понятно», — говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Бюджетная политика 2010 г. — с явным социальным уклоном, продолжает она: выполнение социальных обязательств перед населением названо главным приоритетом. Относить эти меры к антикризисным вовсе не обязательно, учитывая, что кризис оказался затяжным и бороться с ним пакетными мерами не получается. «Каждый рубль, выданный пенсионеру, — это рост потребления, так что такой подход может оказаться более эффективным, чем нынешний», — отмечает она.
«Разрекламированный механизм госгарантий, через который реальный сектор рассчитывал получить хоть какие-то деньги, так и не заработал, надежды, конечно, не теряем, но ожидание затянулось на неприличный срок, — сетует сотрудник одного из системообразующих предприятий. — Иногда кажется, что, может, ничего уже и не достанется, по крайней мере в этом году».
Бюджет-2010 уже имеет политическую окраску, замечает Цепляева, и эта тенденция продолжится: в 2011 г. грядут парламентские выборы, в 2012 г. — президентские. Практика показывает, что в такие годы расходы не сокращаются и все более ориентированы «на электорат», отмечает она. Поэтому вполне объясним отказ от малопонятного населению антикризисного пакета в пользу популистских высказываний о социальных приоритетах, заключает Цепляева.