Главная » Финансы » Игра на трубах, или газовая ловушка для Кремля

Игра на трубах, или газовая ловушка для Кремля

Во время краткосрочного визита Владимира Путина в Анкару было подписано почти два десятка документов. Но главное внимание наблюдателей привлек протокол, предусматривающий согласие Турции на строительство российского газопровода в ее территориальных водах.

Продвигаемый Россией газопровод «Южный поток» должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну, а оттуда двумя ветками в Австрию и Италию. Планируемая мощность — 63 миллиарда кубометров газа в год, общий объем инвестиций — 25 миллиардов евро, срок ввода в строй — 2013 год.

Однако реалистичность проекта в последнее время вызывала сомнения. Во-первых, экономический кризис заметно проредил ряды потенциальных инвесторов. А без денег строительство невозможно.

Во-вторых, шумное подписание месяц назад протокола о начале в 2010 году строительства европейского газопровода Nabucco спровоцировало некоторых балканских партнеров Москвы начать пересмотр уже достигнутых договоренностей. Все понимают, что трубопроводы конкурируют, а значит, грех лишний раз не поторговаться.

И, наконец, хотя о российском проекте говорили давно, до последнего времени не было ясности, по какому именно маршруту из Новороссийска в Варну он пойдет. По территориальным водам Украины получалось дешевле, но это только незначительно снижало зависимость от Киева, ради освобождения от которой проект затевался. Кроме того, можно не сомневаться, что наш сосед сделал бы все возможное, чтобы извлечь максимальную выгоду, а то и похоронить невыгодный для себя проект. Переговоры могли тянуться годами, а результат был совсем не очевиден.

Другой путь — через территориальные воды Турции. Но он значительно длиннее и требует более основательных геологических исследований. А это не только делает газопровод дороже, но и ставит под сомнение и без того слишком оптимистичные сроки введения его в строй.

В конце концов остановились на турецком варианте, и подписанные в Анкаре документы были подготовлены в кратчайшие сроки.

На пресс-конференции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган не скупились на комплименты. Много доброго было сказано о взаимовыгодном сотрудничестве и растущем товарообороте между нашими странами. (К слову, в этом году российских туристов в Турции впервые больше, чем немецких.)

Говорили об увеличении поставок российского газа, введении в строй второй ветки «Голубого потока» и создании на территории Турции крупных подземных хранилищ газа и газовых электростанций.

Подписали протокол о сотрудничестве в нефтяной сфере, по которому создаются рабочие группы для изучения возможностей строительства нефтепровода Самсун — Джейхан. Если проект будет осуществлен, то ослабнет напряжение в Босфоре и Дарданеллах, прохождения через которые суда ждут месяцами.

Кроме того, премьеры договорились о строительстве российско-турецким консорциумом атомной электростанции на территории Турции и подчеркнули, что Анкара будет покупать вырабатываемую АЭС энергию на протяжении 15 лет после введения в строй первого блока электростанции в 2016 году.

Но хотя все эти соглашения очень значительны и демонстрируют обоюдовыгодное сотрудничество наших стран, несомненно, большее внимание было приковано к тому, что именно премьеры говорили о «Южном потоке».

Во-первых, Реджеп Эрдоган отметил, что Турция «по просьбе России разрешила провести необходимые геологические работы для реализации проекта». И если они дадут положительный результат, строительство Анкара поддержит. Вице-премьер российского правительства Игорь Сечин потом уточнил: турецкая сторона заверила российских переговорщиков, что все необходимые разрешения будут готовы до 1 ноября 2010 года, а значит, и строительство газопровода начнется в эти сроки.

Во-вторых, как подчеркнул Владимир Путин, стороны согласились с тем, что «Южный поток» востребован и исключительно важен не только в контексте обеспечения энергобезопасности Европы, но и развития всего комплекса связей России и Турции. Видимо, понимать надо так, что переговоры проходили нелегко, и, добившись разрешения Турции по «Южному потоку», Москва пошла на значительные уступки в других областях. Напряженность переговоров косвенно подтверждает и внезапное появление в Анкаре Сильвио Берлускони. Он является одним из наиболее харизматичных и влиятельных сторонников «Южного потока».

А вот слова Владимира Путина о том, что конкуренции между российским и европейским газопроводами нет, поскольку все заинтересованы в диверсификации газовых потоков, вызывают сомнение. Весь последний год «Газпром» при активной поддержке Кремля заключал долгосрочные контракты со среднеазиатскими поставщиками газа, что практически лишило Nabucco главного — экономической целесообразности.

Проблема в том, что, стремясь любыми способами монополизировать газовые поставки, Москва сама себя загоняет в ловушку. Уже сейчас, когда потребность в энергоресурсах падает, покупка среднеазиатского газа по среднеевропейской цене наносит заметный ущерб газпромовскому бюджету. Невозможно продавать дешевле, чем покупаешь, — обязательно разоришься. Рано или поздно, но придется выбирать между амбициями «энергетической сверхдержавы» и здоровой конкуренцией, способной обеспечить благополучие страны.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.