Главная » Финансы » G8 выделила три проблемы: Finance, Fuel, Food

G8 выделила три проблемы: Finance, Fuel, Food

Саммит «большой восьмерки», прошедший 7-9 июля на японском острове Хоккайдо, обозначил новые приоритеты глобальной экономики. Образно их представили в виде трех F (Finance, Fuel, Food — «Финансы, топливо, еда»). Вчера российские участники круглого стола «Итоги участия России в саммите „большой восьмерки“ — 2008» попытались понять, какие выводы в рамках трех F может сделать для себя Россия. Оказалось, что довольно оптимистичные. В отличие от некоторых других стран Россия может извлечь для себя выгоду из мировых кризисов, пишет Газета.

К примеру, на волне мирового финансового кризиса Россия решила занять более существенную роль в мировом распределении финансовых обязанностей и полномочий. Тему стабильности на финансовых рынках на саммите поднял президент России Дмитрий Медведев. Он заявил, что нынешняя архитектура финансовой безопасности «является недостаточной» и нуждается в изменении. Один из выходов из кризисной ситуации — сделать рубль резервной валютой. По крайней мере, региональной. Тем не менее, для этого нужна не только политическая воля. «Нужен стабильный нормальный экономический рост в стране, нужны нормальные стабильные финансовые условия для ведения бизнеса, в том числе и финансового, внутри страны, — подчеркнул вчера замминистра финансов Дмитрий Панкин и добавил: — Это будет способствовать тому, что все больше и больше контрактов будет заключаться не в долларах, не в евро, а в рублях». Однако в этом процессе есть и минусы: курс рубля станет более волатильным и более подверженным глобальным финансовым бурям. Тем не менее, Россия идет на это сознательно.

«Нужно искать новые институты или модифицировать старые, чтобы они могли реагировать на современный многополярный мир. Мир, в котором доминирует не одна валюта — доллар, а доминируют многие валюты, а в мировой экономике доминирует не одна страна — Соединенные Штаты, а доминирует ряд стран как развитых, так и новых, быстро развивающихся. Отвечать на эти вызовы старые институты не могут в полной мере», — заявил Панкин. В связи с этим Минфин предлагает «более объективный, более взвешенный подход к изменению долей акционеров» в Международном валютном фонде и Всемирном банке, то есть предлагает увеличить в нем долю России.

Тем не менее, финансовая тема интересовала других участников саммита в гораздо меньшей степени, нежели две другие F: цены на топливо и продовольствие. И те и другие растут. Россия, как производитель нефти и газа, — фактически единственная страна «большой восьмерки», которая получает прибыль от роста цен на нефть.

По словам Дмитрия Панкина, стоимость нефти должна определяться по базовым характеристикам спроса и предложения, а не спекуляциями на бирже. Россия уже сделала все необходимое, чтобы увеличить добычу нефти: правительство обещало, как минимум сохранить в будущем объемы добычи углеводородов на уровне 2007 г. Более того, созданы дополнительные стимулы для роста производства нефти — к примеру, либерализован НДПИ, а освободившиеся в связи с этим средства нефтяных компаний должны направляться в геологоразведку.

Россия даже присоединилась к соглашению по повышению энергоэффективности и снижению выбросов парниковых газов — к 2050 г. страны «восьмерки» договорились снизить эмиссию СО2 в атмосферу на 50%. И хотя на долю крупнейших экономик мира приходится более половины мирового ВВП, их усилий для глобального изменения негативного тренда будет недостаточно. А наиболее бурно развивающиеся страны, Китай и Индия, отказались подписывать соглашение. "Даже если страны G8 к 2050 году снизят выбросы СО2 на 100%, например в силу новых технологических решений, 42 года все равно будут потрачены впустую, если другие крупные экономики мира не последуют примеру стран „восьмерки“, — заявил представитель МИДа Александр Панкин.

Впрочем, последняя F — „мировой продовольственный кризис“ — отразилась и на России: правительство уже не справляется с растущими темпами инфляции, причиной которой в Минэкономразвития называют рост цен на зерно и другие продукты питания. Однако для решения глобальных проблем у России есть существенный потенциал. По словам замминистра сельского хозяйства Владимира Измайлова, на мировом рынке зерна Россия сейчас занимает всего 5%. При этом доля в объеме посевных площадей — 9%, а потенциально Россия может производить до 14% зерна в мире.

Еще один результат саммита „большой восьмерки“, основной темой которого Япония хотела объявить противодействие изменению климата, явно не порадует неправительственных экологов. На волне кризиса продовольственных рынков изменилось отношение к генно-модифицированным продуктам (ГМО). „Мы понимаем, что накормить Африку без использования ГМО невозможно“, — заявил Александр Панкин.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Китай прекратил экспорт редкоземельных галлия и германия

Согласно данным Главного таможенного управления Китая, китайские компании приостановили экспорт галлия и германия в августе после введения ограничений на поставки этих стратегических металлов за рубеж с начала прошлого месяца.