Международное рейтинговое агентство Moody's на один пункт повысило суверенный кредитный рейтинг России. Это первое повышение рейтинга страны со времени вступления Дмитрия Медведева в должность президента страны. Теперь кредитоспособность России оценивается так же, как Южной Африки, Мексики или Тринидада и Тобаго.
Кредитный рейтинг в современном мире – то, без чего не может обойтись ни одно хоть немного зависящее от других стран государство. Именно им измеряется устойчивость экономической и политической системы, а также потенциальная инвестиционная привлекательность для иностранцев. Обычно каждая страна получает как минимум три рейтинга от трех разных агентств – от Standard&Poor's, от Fitch и от Moody's. Чаще всего все они действуют синхронно, но иногда, как например в случае с Россией, в рейтингах появляется и разнообразие.
Standard&Poor's и Fitch последний раз повышали кредитные рейтинги России в 2006 году, когда страна выплатила больше чем 20 миллиардов долларов долга Парижскому клубу кредиторов. То, что кредит был возвращен досрочно, очень восхитило западных аналитиков. К тому же цены на нефть на мировых рынках вновь стали расти, а Россия – получать дополнительные доходы, которые не тратились, а складывались в Стабилизационный фонд. Само появление такого фонда уже означало, что Россия сможет справиться со многими экономическими сложностями, если таковые возникнут.
Однако Moody's не спешило с выводами. Последний раз это агентство повышало кредитный рейтинг России только в конце 2005 года, подняв его до уровня Baa2. Ни Стабфонд, ни возвращение долгов Парижскому клубу, ни даже переход на трехлетний бюджет не помогли России вырасти в глазах аналитиков этого агентства.
Перемены наступили в 2008 году, когда Moody's окончательно поверило, что в России не будет политического кризиса, связанного с завершением президентского срока Владимира Путина. В марте агентство официально объявило, что ставит рейтинги госбумаг страны на пересмотр. Это означало, что повышение произойдет в ближайшие месяцы.
И снова Moody's спешить не стало. Сначала рейтинговое агентство убедилось, что новый президент Дмитрий Медведев будет продолжать курс Путина, а цены на нефть и газ по-прежнему будут стабильно высокими, а потом уже подняло рейтинг – с Ваа2 до Ваа1.
Мелочь, а приятно
Согласно классификации самого Moody's, разница между Ваа1 и Ваа2 – не велика. И тот, и другой рейтинги означают, что устойчивость экономики оценивается как средняя. Гораздо важнее для России будет получить следующий после Ваа1 рейтинг – А3. Тогда можно будет говорить о том, что эксперты агентства действительно в корне пересмотрели параметры отечественной экономики и пришли к выводу, что развивается она успешно. В этом отношении особенно важно, что прогноз по рейтингу Moody's оставило на уровне „позитивный“, а не „стабильный“.
„Ленте.Ру“ удалось найти только четыре страны в мире, которым сейчас присвоен такой же, как и России рейтинг, Ваа1. Вполне ожидаемо, что отечественную экономику специалисты Moody's оценивают так же, как экономики Мексики и Южной Африки (прогноз по их рейтингам – также „позитивный“). Однако соседство с Таиландом и Тринидадом и Тобаго (прогноз – „стабильный“) многих россиян наверняка смутит. Тем более, что большинство восточноевропейских стран уже давно получило рейтинги А 2 и А1.
Получить более высокую оценку России мешает огромное количество факторов: постоянно растущая инфляция, большая зависимость бюджета страны от нефтегазовых доходов, забюрократизированность экономики, энергетическая неэффективность, коррупция, и так далее, и тому подобное. Впрочем, учитывая, как пострадали развитые страны от ипотечного кризиса, разрыв между ними и Россией может в ближайшее время сократиться не из-за повышения рейтингов нашей страны, а за счет понижения их.
Последствия
Первыми на повышение рейтингов традиционно реагируют фондовые биржи. Российские индексы РТС и ММВБ к середине сессии 16 июля находились в безнадежном минусе, однако за несколько часов после объявления новостей от Moody's смогли отыграть практически все падение.
За укреплением суверенного рейтинга, как правило, следует аналогичный шаг по отношению к крупнейшим российским компаниям и регионам. Это означает, что в перспективе занимать средства на внешних рынках им будет легче и главное – дешевле. И если для бюджета России нехватка денег – проблема неактуальная, то многим городам и областям страны, например Москве, „недорогие“ средства очень бы пригодились. О компаниях и говорить нечего – они уже давно освоили практику взятия кредитов за рубежом и активно ей пользуются.
Инициатива Moody's в перспективе может подтолкнуть к аналогичному шагу и другие агентства. Например, в марте 2008 года Standard & Poor's уже изменило прогноз по долгосрочным рейтингам со „Стабильного“ на „Позитивный“. Остается ждать и улучшения самого рейтинга.
Еще одно последствие носит более общий характер. Инвестиционная привлекательность России на Западе сейчас под угрозой из-за конфликта акционеров в ТНК-ВР, который неизвестно когда и чем завершится, хотя именно его результат многие европейские и американские деловые СМИ считают символом будущей России. Если британские акционеры вынуждены будут уступить и „сдадут“ компанию государству или российским миллиардерам, инвестиционный климат в стране явно ухудшится. Восстанавливать репутацию чиновникам и бизнесменам придется довольно долго. Повышение кредитного рейтинга – одна из таких мер, которые позволяют инвесторам побыстрее забыть обо всех невзгодах и снова обратиться к бизнесу в России.