В народе говорят «сколько волка не корми – все равно в лес смотрит». Принимая во внимание то, что по своей природе человек — существо падкое на разного рода соблазны, и ему «вечно мало» даже при миллионных достатках, нельзя не согласиться со справедливостью данной народной мудрости.
На злобу дня ее актуальность проявилась в одном конкретном случае. Недавно представилось возможным заключить, что сия мораль непосредственно касается известного бизнесмена и нардепа от БЮТ Константина Жеваго. Стоило ему попасть в составленную газетой «The Times» десятку самых богатых политиков мира, как он тут же продемонстрировал насколько легкомысленно может распоряжаться наработанными годами достижениями.
Сегодня Жеваго нарушает Конституцию Украины. Бизнесмен-нардеп забылся настолько, что вопреки действующему законодательству позволил себе взять под личный контроль оперативное управление горнорудной группы Ferrexpo.
Сей уважаемый господин, авторитетный деловой человек и народный депутат Украины совсем «забыл», что в соответствии с требованиями Конституции ему совершенно противопоказано смешивать «мухи-котлеты», и будучи нардепом входить в состав органа управления, или наблюдательного совета прибыльных организаций. Кроме того, Жеваго совершенно упустил из виду и то, что ему, как народному избраннику по Закону «О статусе нардепа» строго запрещается заниматься какой-либо оплачиваемой работой, кроме собственно депутатства, да получения гонораров за литературную, творческую деятельность и чтение лекций.
Учитывая то, что Константин Валентинович вряд ли мог не знать о подобных «табу» для народных депутатов, складывается впечатление, что он сознательно пошел на нарушение законов. Любопытно, на что только при этом рассчитывал Жеваго – эксперты практически сразу же «предали анафеме» его действия.
Например, партнер юрфирмы «Астерс» Алексей Дидковский выразил мнение, что у Константина Жеваго после взятия управления Ferrexpo в свои руки могут возникнуть трудности с законом. «Как народный депутат, он не имеет права возглавлять компанию», — считает эксперт. Член комитета по правовой политике ВР, глава подкомитета Юрий Мирошниченко считает, что совмещение Жеваго должности в бизнесовой сфере со званием народного депутата свидетельствует о прямом нарушении Конституции Украины и принципа отмежевания власти от бизнеса. По его мнению нарушивший Основной закон и Закон «О статусе народного депутата» Константин Жеваго теперь должен быть либо лишен полномочий народного депутата Украины, либо отказаться от той должности, на которую он сейчас назначен в Ferrexpo.
Более расширенную аналитическую оценку действиям Жеваго дал вице-президент «Центра исследования корпоративных отношений» Ростислав Ищенко. Эксперт считает, что и с политической, и с юридической точки зрения, и с позиции интересов его собственного бизнеса, действия господина Жеваго с трудом поддаются логическому объяснению. «Я думаю, что решение вызвано паническими настроениями в условиях мирового финансового кризиса и желанием сэкономить на высокооплачиваемых, но высокопрофессиональных западных менеджерах. Об этом, в частности, говорит пассаж из заявления Ferrexpo о «четком сбережении наличных денежных средств». К сожалению, первые, впрочем, легко прогнозируемые, результаты данного решения оказались диаметрально противоположны ожидаемым», — говорит Ищенко.
Следует признать, он обратил внимание на весьма немаловажные моменты в сложившейся ситуации. По официальным сообщениям горнорудной группы, перемены в составе ее топ-менеджмента в пользу Жеваго обосновывались стремлением застраховаться от кризисных тенденций на рынке. Как ни странно, отставка прежнего главыFerrexpoМайка Оппенгеймер и директора по развитию Денис Макшейн обернулась для группы вовсе не ожидаемым позитивом. Реакция инвесторов на кадровые изменения в группе проявилась сразу же после смены руководства и была негативной – акции Ferrexpo на LSE упали на 25%.
По каким-то непонятным причинам Жеваго не принял во внимание тот факт, что увольнение высокопрофессиональных зарубежных «топов» обязательно отпугнет от Ferrexpo инвесторов. Для последних подобные внезапные резкие изменения являются свидетельством того, что в компании не просто не всё благополучно, но она переживает кризис. Помимо этого, вотличие от уволенных профессионалов, Жеваго не является специалистом по оперативному управлению компанией, а потому его шаг воспринялся инвесторами не иначе, как необдуманный поступок, способный привести к плачевным последствиям для горнорудной группы. Эксперты практически единогласно сходятся во мнении на этот счет. «Если зарубежные инвесторы видят, что высокооплачиваемые западные менеджеры вдруг покидают компанию, это не придает им оптимизма»,– констатирует аналитик ИК Renaissance Capital Константин Головко.По мнению же эксперта ИК Dragon Capital Сергея Гайды: «У Константина Жеваго нет опыта руководства публичной компанией».
Следует заметить, что своей оплошностью Константин Валентинович заметно активизировал и политических оппонентов БЮТ. Например, жестко высказавшийся в адрес Жеваго член комитета по правовой политике ВР Юрий Мирошниченко – «регионал», а потому нет ничего удивительного в том, что он пользуясь случаем отметил: «В данном конкретном случае отражается стиль деятельности сегодняшней власти». Мирошниченко, кстати, справедливо заключил, что по сути, содеянное Жеваго «является большим пятном на репутации Блока Юлии Тимошенко». В период обострения политического противостояния в Украине, и при перспективах внеочередных выборов в ВР явное игнорирование БЮТовцем Жеваго требований Основного закона предоставит оппонентам Тимошенко дополнительные козыри, и заметно подпортит авторитет блока ее имени.
Получается, что Константин Валентинович и здесь сознательно провоцирует негатив. Любопытно было бы узнать, чем мотивирует Жеваго столь противоречивые здравому смыслу действия. Возможно, в сложившейся ситуации он и сам не ведает что творит, в панике стремясь спастись от «призрака» мирового экономического кризиса. Но, вполне может быть, что олигарх просто решил подработать на врагов Юлии Владимировны, в обмен на помощь явно переживающему не лучшие времена Ferrexpo. Ведь, он еще тот «волк» — мог в один прекрасный момент понять, что сейчас пришло то самое время, когда «каждый сам за себя»