В 2008 году многих граждан, традиционно осуществляющих сбережения в иностранных валютах, постигло двойное разочарование.
С одной стороны, «почти конвертируемая» (по мнению чиновников Нацбанка) отечественная денежная единица в один момент «погасила» и доллар (еще недавно рвущийся к 5,10), и модные сегодня евро, британский фунт, швейцарский франк… С другой стороны, даже на эти обесценившиеся вмиг сбережения соотечественник может получить значительно меньше товаров и услуг, чем это было возможно всего полгода назад. Увы, инфляция.
Значит ли это, что экономика Украины в один миг стала сильной и беспроблемной, а отягощенные экономическими заботами европейцы вскоре откроют новые гастарбайтерские маршруты в направлении нашей страны и будут подрабатывать на наших стройках и благоустройстве квартир?
Возможно, такие сны и видятся некоторым нашим политическим лидерам. Зарубежные эксперты, специалисты МВФ и Всемирного банка, да и простые соотечественники из числа не верящих в сказки считают несколько иначе…
Сначала нездоровое денежное изобилие
На самом деле все последнее время страна жила по весьма популистскому сценарию. В экономическом управлении происходили вещи с точки зрения теории и практики не просто недопустимые, но и вовсе «антиэкономические».
Если человек ведет нездоровый образ жизни, уважает табачные изделия и крепкие алкогольные напитки, вначале все может быть нормально и даже довольно весело, тем не менее рано или поздно все окончится весьма плачевно.
Так и экономика: вначале раздача незаработанных денежных удовольствий, оторванных от реальных темпов роста производительности труда, оказывает стимулирующий эффект, порождает кредитный и потребительский бум. А потом температура повышается, и приходит инфляция, съедающая заработанное.
Эксперты МВФ признали инфляцию в Украине по итогам первого полугодия одной из самых высоких в мире. А высшие чиновники нашей страны запатентовали новые методы борьбы с ней.
Затем гривнедефицит
Так, жесткая монетарная политика создала огромный гривнедефицит, «без денег» остались как финансовые учреждения, так и субъекты хозяйственной деятельности, которых посадили на голодный кредитный паек. В условиях, когда гривня стала «на вес золота», несколько понизился рыночный курс доллара и других валют, чем не преминули воспользоваться в качестве оправдания последующих ревальвационных действий.
Итак, чего достиг Нацбанк с непрямой подачи некоторых высших чиновников, до этого открыто критиковавших его за нерешительность в вопросе ревальвации (впрочем, после свершившегося обесценивания мировых валют по отношению к гривне упомянутые чиновники поспешили дистанцироваться от этого решения)?
1. В результате так называемых «антиинфляционных» действий был искусственно создан гривнедефицит.
2. Сокращение денежной массы временно ослабило рыночные курсы всех мировых валют по отношению к гривне и послужило поводом для проведения якобы назревшей ревальвации гривни.
3. Ухудшилась кредитоспособность финансовых учреждений, и так испытывающих серьезные проблемы в связи с мировым финансовым кризисом. Больнее всего жесткая монетарная политика и последующие кредитные строгости ударили по бизнесу. Результаты «гашения» деловой активности в полной мере проявятся к следующему году. Падение темпов роста практически неизбежно.
В результате жертвами падения стоимости доллара стали строительные компании, у которых недостаточно средств, чтобы закончить работы на объектах. Ведь стоимость квадратного метра «первички» в долларовом измерении резко повысилась, соответственно, желающих прикупить квартиры стало меньше.
Еще один сюрприз: в настоящее время многие предприятия, производящие строительные материалы (и до сей поры неустанно наращивающие производственные мощности), вынужденно тормозят выпуск продукции. На некоторых кирпичных заводах в 2—2,5 раза упала реализация. И это в разгар строительного сезона! Причина проста: граждане не желают обменивать пониженный до уровня плинтуса доллар и другие валюты на гривню и покупать значительно подорожавшие в результате инфляции стройматериалы.
Привыкшие к испытаниям на живучесть, соотечественники нашли простой выход — они перестали совершать значительные покупки. Потребительская активность угасает. Продукты и бытовая химия, конечно, покупаются, жить-то ведь надо. А вот покупку нового авто, окончание строительства собственного коттеджа, ремонт жилья или его покупку многие наши соотечественники отложили до лучших времен.
Существенно на десятки процентов вниз полетели продажи авто в Украине (несмотря на сниженные до 10% их цены), на грани краха застыли многие предприятия, не сумевшие перенаправить поток своей продукции в более благополучные в экономическом отношении соседние страны.
За рынком автомашин и стройматериалов в очередь на обвал выстроились рынок недвижимости и рынок земли. И хотя игроки рынка первичной недвижимости негодуют — как же могут подешеветь квадратные метры при беспрецедентной стоимости земли? Ответ очень прост: подешевеет земля, чиновники умерят свои аппетиты, иначе рынок и вовсе прекратит свое существование. Более того, по сообщению сотрудников строительных компаний (на условиях конфиденциальности), земля под строительство уже стала значительно дешевле, чем еще год назад, и размер откатов, по их словам, также стал более адекватен.
И между прочим, укрепленная гривня не привела к удешевлению товаров народного потребления (в т.ч. и пресловутого бензина), но обеспечила сверхприбыли валютным спекулянтам и импортерам. Значительного снижения стоимости импортной электроники, бытовой техники, да и тех же стройматериалов, в изобилии поступающих из соседней Польши и других стран, — не наблюдалось. Проще сказать — власти сознательно переносят приоритеты с экспортного потенциала страны на импортный. Рентабельность экспортеров «ушла» к импортерам, соответственно, мы финансируем в первую очередь не своего, а зарубежного производителя.
Наверное никого не удивит, что подобные шаги ведут к наращиванию отрицательного сальдо торгового баланса, которое вплотную приблизилось к 10-процентному уровню от ВВП — показатель очень близок к «болевому порогу» общего дефолта. Процесс, как видим, идет с опасным нарастанием. В денежном выражении, по итогам текущего года, отрицательное торговое сальдо может достичь величины, близкой к 20 млрд. долл. Правда, отрицательное сальдо пока что «гасится» прямыми инвестициями (более половины которых приходится на банки), а также и за счет спекулятивного капитала, готового в одно прекрасное мгновение покинуть страну…
Дорогие валюты, дорогой газ и дорогая жизнь
То, чего не замечают (или не хотят замечать) наши чиновники, заметило рейтинговое агентство Standart&Poor’s, понизившее долгосрочные кредитные рейтинги Украины по обязательствам именно в иностранной валюте с «ВВ-» до «В+». Рейтинги Украины по обязательствам в национальной валюте также были понижены с «ВВ» до «ВВ-». Кредитный рейтинг — это универсальный механизм оценки надежности долговых обязательств заемщика и установления платы за соответствующий кредитный риск. Кредитный рейтинг дает возможность его обладателю заявить потенциальным инвесторам и партнерам о своей кредитоспособности. Ранее, еще в 2006 г., когда нынешние проблемы только зарождались, другое агентство — Fitch — предупредило о возможном пересмотре рейтинга Украины, снизив прогноз по нему с «позитивного» на « стабильный». Высокопоставленные украинские чиновники назвали рейтинговую оценку кредитоспособности страны субъективной и пообещали без особых проблем добиться нулевого значения инфляции уже в июне. Нуля не получилось, получилось +0,8. Если так пойдет и дальше, инфляционные ориентиры года придется пересматривать ежемесячно. По итогам года инфляция обещает быть беспрецедентной — более 20%, чего в последнее время не случалось, пишет politika.co.ua
Кредитный аналитик S&P Франк Жиль так пояснил понижение рейтингов Украины: «Понижение отражает провал в принятии адекватных мер обуздания растущей инфляции в перегретой украинской экономике. Негативными факторами для Украины также являются растущие проблемы во внешнем финансировании, проблемы с привлечением которого могут ударить по экономическому росту. Агентство может повысить рейтинги, если власти примут более надежные антиинфляционные меры, включающие сокращение растущих сейчас номинальных расходов, а также меры по дедолларизации банковских активов. В ином случае, если бюджетная политика будет провоцировать инфляцию, рейтинги последуют в сторону дальнейшего снижения».
Отечественные чиновники понимают сокращение расходов несколько иначе, чем их европейские коллеги. У нас это выражается в очередном «отдайте народу деньги». И неважно, что в результате таких раздач 100 гривен год назад и 100 гривен сегодня, это, как говорят одесситы, две большие разницы.
В следующем году нас ожидают
Дорогая жизнь. Судя по «щедрым» настроениям чиновников, инфляция будет только нарастать, конечно, с учетом «сезонных каникул» — традиционного летнего торможения цен.
Дорогой газ. Это уже как бы неизбежность, которая ударит не только по неподготовленной экономике страны, но и по кошельку простого гражданина.
Дорогие валюты. Не только спекулятивные рыночные, но и текущие «нацбанковские» валютные курсы необоснованно занижены. Резкое нарастание отрицательного торгового сальдо, новые цены на энергоносители и ожидаемый отток капиталов в период президентских выборов в Украине послужат драйверами резкого вывода валюты за пределы страны, тем более что «скупиться» сейчас можно по дешевке. В какой-то момент валюты на оплату беспрестанно нарастающего импорта перестанет хватать.
Т.е. наступление экономического кризиса в стране становится все более реальным. Тем не менее есть все основания полагать, что в конечном результате, пережив трудные времена, отечественная экономика очистится от популистской шелухи, страна перестанет работать на зарубежного производителя, а выйдет на качественно новый виток развития внутреннего производства. Вопрос лишь в том, в какой форме пройдет кризис и возможна ли «мягкая посадка» перегретой украинской экономики.
Впрочем, зарубежные эксперты (в т.ч. и некоторые специалисты МВФ) все же склоняются к мысли, что очищение и переход к новой экономической модели возможен только после резкого девальвационного шока, в результате которого страна может оказаться в эпицентре кризиса по образцу 1998 года, т.е. в том положении, в котором тогда оказался ряд азиатских стран и Россия.
Помните дешевые ВАЗы и не менее дешевые московские квартиры того времени, которые, впрочем, россиянам даже по бросовым ценам были не по карману? Не это ли ожидает Украину, которую в тот раз в силу неглубокой интеграции в мировую экономику кризис почти не зацепил? В этот раз все может пойти по иному сценарию.
В принципе можно даже вычислить дату окончательного созревания экономических проблем для Украины. Дело в том, что страна пока что интересна для иностранного капитала не в силу своей инвестиционной привлекательности, а скорее из-за того, что Соединенные Штаты с их мизерной ставкой рефинансирования не дают достаточной отдачи для спекулятивных капиталов. Но как только призрак рецессии исчезнет с горизонта Америки, как только ситуация за океаном, а затем и в странах ЕС начнет входить в норму, спекулятивные капиталы могут покинуть многие рисковые развивающиеся рынки (в т.ч. и украинский) столь же стремительно, как и пришли на них.
Девальвация гривни и соответствующее укрепление доллара и других валют обязательно произойдет. Вы ведь не верите в обычный украинский кирпич ценою в один доллар США? Значит цена товаров в гривнях будет расти, а долларовая как минимум оставаться на том же уровне, или падать, как в случае с квартирами.
И вообще, зачастую люди, представляющие власть не совсем корректно, рекламируют собственные «успехи». К примеру, вещают: «Мы дали народу много денег и еще много дадим, какие мы молодцы, и ничего не случилось с экономикой». Хотя прекрасно знают, что за популистские действия придется заплатить, только оплата по счету произойдет с определенным временным лагом. А для того чтобы ухудшить жизненный уровень сограждан, не обязательно понижать им заработную плату, достаточно допустить в стране галопирующую инфляцию, которая облегчит не только их сегодняшние доходы, но и накопления. Это сродни налогу и на текущие доходы, и на накопления.
В условиях, когда фондовый рынок с начала года находится в состоянии свободного полета (индекс ПФТС ушел вниз почти на 40%!), в условиях, когда начали рушиться рынки недвижимости, стройматериалов и земли, в условиях, когда возрастают риски финансовой стабильности и устойчивости банковской системы, надежным средством сохранения сбережений граждан является не покупка «дешевого» китайского электронного ширпотреба в сетевых магазинах (стоимость средненького LCD-телевизора у нас превышает стоимость аналогичного на польской гуртовне на 500 полновесных американских долларов), и не покупка автомобилей.
Вероятно, есть смысл задуматься над диверсификацией своих личных финансовых ресурсов, в т.ч. и в пользу американского доллара, или любой другой понравившейся вам валюты, пока это можно сделать по весьма при­влекательному по отношению к украинской гривне курсу.
В долгосрочных перспективах «вечнозеленый» конечно будет падать по отношению почти ко всем мировым валютам, однако его ослабление по отношению к украинской гривне чрезвычайно маловероятно.