Главная » Финансы » Продажа, ликвидация, реорганизация. Что будет с госбанками

Продажа, ликвидация, реорганизация. Что будет с госбанками

Минфин определился с будущим госбанков – одни целиком пойдут «под молоток», другие же будут проданы частично.

Об этом ЭП стало известно из стратегии «Направления и принципы развития госбанков до 2025 года», которую Минфин готовит на рассмотрение Кабмина.

Копия документа оказалась в распоряжении журналистов. Документ до сих пор нигде не публиковался.

На одном из ближайших заседаний правительство планирует его рассмотреть.

Стратегией предусматривается формирование двух групп банков – системообразующие (СОБ) и несистемообразующие (НСОБ). К первой категории относятся Укрэксимбанк и Ощадбанк, ко второй – все остальные.

Создание же новых госбанков авторы документа считают нецелесообразным.

Госактивы готовят к продаже

Сейчас доля государства на банковском рынке приблизительно 26%. Кабмин берет курс на минимизацию своего присутствия в банковском секторе.

Так, в среднесрочной перспективе, до 2019 года, государство планирует продажу не менее 25% акций Ощадбанка и Укрэксимбанка.

Продажа допускается двумя способами — напрямую инвестору или же через IPO на одной из крупных европейских фондовых бирж. В качестве потенциальных инвесторов Минфин видит международные организации, в том числе ЕБРР, IFC, Немецкую компанию по инвестициям и развитию.

Перспективы продажи 25% акций Укрэксимбанка главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран оценивает как «крайне позитивные».

«Банк имеет хорошие международные связи и репутацию, широкую корреспондентскую сеть, неплохой карточный бизнес. В процессе реструктуризации внешнего госдолга Укрэксимбанк одним из первых завершил пересмотр сроков погашения своих обязательств. Это готовый бизнес, который интересно купить», – считает Шапран.

А вот позиции Ощадбанка, по его мнению, не так хороши: «По сути, это не банк, а почта. Уровень обслуживания, особенно в регионах, оставляет желать лучшего. Главное преимущество Ощадбанка – наличие обширной филиальной сети. Для того, чтобы этот банк стал банком в современном понимании этого слова – в него нужно вложить много денег».

Успешность продажи Ощадбанка зависит от того, насколько адекватную стратегию развития менеджмент банка представит инвестору.

В отношении же несистемообразующих банков цель одна  – быстрый выход из владения. «Это даст четкий сигнал для рынка, что правительство не намерено владеть значительной частью банковского сектора», – говорится в документе.

Первый на продажу в этом сегменте – Укргазбанк. Приватизировать его планируют до 2017 года.

«В принципе объект привлекательный с точки зрения наличия системно важных клиентов – госкомпаний. И если Минфин гарантирует новому инвестору, что они не начнут массово переходить в другой госбанк, планы по приватизации вполне могут сбыться», — говорит Шапран.

Сделать это можно, прописав в договоре купли-продажи срок, на протяжении которого клиентская база в лице госпредприятий не будет меняться.

«ЕБРР сейчас активно покупает украинские активы. Они вошли в капитал Райффайзен Банка Аваль, увеличивают свою долю в УкрСиббанке. Не исключено, что их можно убедить войти в капитал и Укргазбанка», — отметил в комментарии ЭП глава аналитического отдела Eavex Capital Дмитрий Чурин.

Посмотрев на опыт в Украине таких европейских групп как Commerzbank, UniСredit, маловероятно, что украинскими госбанками заинтересуются другие инвесторы, кроме МФО, считает он.

«Для госудасртва важен не так капитал от ЕБРР, как его участие в управлении банка. Приход подобного миноритария предполагает более эффективное управление последним», — отмечает старший советник «Альфа-Банка Украина» Роман Шпек.

Что же касается инвесторов, кроме МФО, то на задается вопросом: а что государство за последнее время сделало для того, чтобы они пришли и заинтересовались украинскими госактивами? Особых предпосылок для их прихода нет, подчеркивает Шпек.

За банками закрепят «сферы влияния»

Вопросы оперативной деятельности в документе  описаны довольно абстрактно. «Нам важен результат, а как он будет достигнут – это должно волновать менеджеров. Мы ставим лишь определенные ориентиры, которым банк должен следовать», – рассказал собеседник в Кабмине.

В частности, предусматривается четкое разделение «сфер влияния» госбанков.

Предполагается, что Ощадбанк сосредоточится на работе с населением, малым и средним бизнесом и крупными предприятиями в определенных отраслях экономики.

В качестве дополнительного канала продаж Ощадбанк может использовать возможности больших государственных инфраструктурных предприятий. Например, продавать свои продукты и услуги в отделениях Укрпочты.

А Укрэксимбанку придется отказаться от работы с розницей до 2017 года. Он сосредоточится на обслуживании компаний-экспортеров, предприятий, которые выполняют контракты за рубежом и реализуют торговые или инвестиционные импортные проекты с привлечением иностранных экспортно-кредитных агентств и МФО.

Еще одна приоритетная сфера работы банка — обслуживание межгосударственных и межправительственных торговых и инвестиционных соглашений.

По данным НБУ на конец второго квартала, размер розничного кредитного портфеля Укрэксимбанка составлял 362 млн грн, в то время как общий объем кредитного портфеля – 57,6 млрд грн. При этом в формировании пассивной базы значение розницы намного больше – 22 млрд грн депозитов физлиц из 71 млрд грн депозитного портфеля клиентов.

Филиальная сеть Укрэксимбанка насчитывает 105 точек. По словам экс-руководителя Укрэксимбанка Виктора Капустина, реформировать учреждение нужно было уже давно.

«Мы подавали соответствующие документы еще в 2007 году. Изначально банк создавался как экспортно-импортный банк и должен был концентрироваться именно на экспортно-импортных операциях», – подчеркивает банкир. Предполагается, что Укрэксимбанк будет расширять свое присутствие за счет открытия международных представительств за рубежом.

Ощадбанк потеряет госгарантии

Ощадбанк лишится и одного из своих главных преимуществ – госгарантий по всем вкладам. Во время кризиса этот аргумент был одной из «фишек» госбанка для привлечения клиентов.

Таким образом Ощабанк пытался удержать вкладчиков, которые опасались, что у Фонда попросту не хватит денег на всех вкладчиков «лопнувших» банков, и завлечь к себе состоятельных вкладчиков, которые в прямом смысле слова «выносили» деньги с банковских счетов в 2014 году.

«Государство постепенно откажется от полной гарантии депозитов населения в Ощадбанке. Решение о сроках и условиях присоединения ФГВФЛ и отмены государственной гарантии по вкладам клиентов в Ощадбанке в среднесрочной перспективе будет принято на основе экономического анализа последствий и рисков для банка и банковского сектора», – говорится в тексте документа.

В Минфине пока не готовы сказать, как технически будет проводиться отказ от гарантий.

«Это задача второго этапа нашей работы. Сейчас идет работа над первым этапом – разработка стратегического документа. Пока юристы сводят всю карту законодательства, которое регулирует деятельность госбанков, после чего будут решать, как правильно перевести вклады населения в Ощадбанке под гарантию Фонда гарантирования вкладов физлиц», – говорит собеседник в Минфине.

В ведомстве считают, что такая инициатива не повлияет на устойчивость госбанка.

«Если в Ощадбанке появиться инвестор, это будет означать, что банк находится в довольно хорошем состоянии и эта гарантия ему уже не нужна», – объяснил собеседник.

Старший аналитик Dragon Capital Анастасия Туюкова не исключает, что отмена госгарантирования повлиет на некоторых вкладчиков — может наметится отток депозитов. «Но если в состав акционеров войдет кто-то из МФО – это повысит качество корпоративного управления банком и предотвратит возможный негативный эффект на вклады», — отмечает эксперт.

Иного мнения Шпек. «Государственное гарантирование по вкладам Ощадбанка — условное. Оно нигде юридически не закреплено. Более того, особых признаков того, что государство намерено выполнять эти гарантии, нет. У нас дефицитный бюджет, и в нем не заложены какие-либо ресурсы на гарантирование депозитов Ощадбанка», — отмечает советник «Альфа-Банка Украина».

Помимо прочего, разработчики документа пытаются ограничить рисковые операции Ощадбанка.

«Если сумма кредитного риска на одного клиента/группу клиентов превышает 5% регулятивного капитала, предпочтение должно быть отдано не двусторонним кредитным договорам, а участию/организации синдицированных кредитов с коммерческими банками или МФО, что позволит распределять риски между банками-кредиторами (risk sharing)», говорится в документе.

Примечательно, что международные структуры уже не первый раз ограничивают деятельность сберегательного госбанка. В 2003 году Кабмин и Нацбанк подписали Меморандум с Мировым банков, обязав банк сократить портфель рисковых активов и прекратить кредитовать юрлиц. Ограничение действовало до 2006 года.

Предполагается, что до 2025 года Ощадбанк продолжит кредитовать население, микробизнес и МСБ, в первую очередь АПК и проекты по энергоэффективности.

В крупном бизнесе предпочтение будет отдаваться определенным отраслям экономики — инфраструктуре, АПК и энергетике.

Для работы в рознице акцент будет делаться на удаленных каналах обслуживания. Задача для Ощадбанка – войти как минимум в топ-5 по объему розничного кредитного портфеля (сейчас банк находится на 8 месте) и в топ-3 в сегменте кредитования и привлечения депозитов микробизнеса и МСБ.

Курс на прибыль

Одно из ключевых заданий для всех госбанков на следующий год – безубыточная деятельность.

По итогам трех кварталов 2015 года Ощадбанк и Укрэксимбанк зафиксировали существенные убытки. Девять месяцев 2015 первый закончил с убытком 5,4 млрд грн, а второй – 8,3 млрд грн. Оба банка уже сформировали резервы под существенную часть кредитного портфеля юрлиц – 49% и 65% соответственно.

«Большая часть кредитных портфелей госбанков состоит из кредитов низкой категории качества. Среди них кредиты, выданные в рамках поддержки на нерыночных условиях госкомпаниям, которые находились или находятся в собственности или под влиянием политически значимых лиц или их партнеров», — объясняют авторы стратегических рекомендаций.

Также к низкому качеству стратегия относит кредиты, выданные компаниям-рыночным игрокам, но вопреки миссии и задачам, возложенным на эти банки. Особенно это касается кредитования проектов в сфере недвижимости, отмечается в стратегии.

В Минфине предупреждают – господдержка Ощадбанка и Укрэксимбанка будет уменьшаться: до 2025 года предусмотрена лишь одноразовая капитализация этих банков со стороны государства.

В частности, речь идет о капитализации в конце 2015 – начале 2016 года в рамках подтвержденных убытков от надлежащего формирования резервов под существующую проблемную и сомнительную задолженность.

Результатов стресс-тестирования, которые покажут размер требуемой докапитализации, НБУ еще не обнародовал.

«Пока в бюджет мы конкретную сумму на докапитализацию не закладывали – она будет зависеть от результатов годового аудита и оценок Нацбанка. Я надеюсь, что эти госбанки не потребует дополнительного капитала», – отметил в комментарии ЭП первый замминистра финансов Игорь Уманский.

Пока лучше всего финансовые показатели Укргазбанка – он потерял за девять месяцев всего 180 млн грн. Правда, объем сформированных резервов по кредитному портфелю юрлиц – лишь 29%. В следующем году ему будет сложнее всего.

В концепции предусматривается, что государство больше не будет выделять средства из госбюджета на его поддержку. Если до конца года Укргазбанк не сможет найти покупателя на кредит сельскохозяйственной группы «Креатив» на 97 млн долларов, тогда уже с 1 января он должен будет сформировать резервы под него на сумму 2,5 млрд грн.

«Часть это суммы – 500 млн грн – мы уже зарезервировали», – сообщил источник в Укргазбанке.

Повод для тревоги – если потери от кредитных рисков подтвердятся, «Укргазбанк» ждет ликвидация с передачей активов и обязательств в один из системообразующих банков.

Сработать в плюс госбанкам в 2016 году будет непросто.

«Думаю, что в 2016 году государственным банкам нужно будет выбирать – или признавать реальные убытки от снижения качества кредитного портфеля и, соответственно, докапитализироваться или пытаться делать вид, что все в порядке, и рисовать отчетность», – считает аналитик банковского сектора группы ICU Михаил Демкив.

Он склоняется к тому, что власть выберет более ответственный — первый вариант, поэтому по результатам всего 2016 года, скорее всего, будут убытки.

Но если, отмечает он, докапитализация состоится в I-II кварталах, то к концу года банки смогут выйти, как минимум, на безубыточную деятельность в поквартальном измерении.

Галина Калачова, ЭП
Виктория Руденко, FinClub

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...