Рецессия в США подходит к концу. Власти, конечно, не сидели сложа руки. Опустили доллар. Снизили ставку Федеральной резервной системы (ФРС). Дали налоговые поблажки. Но основную нагрузку все же вынесла могучая частная экономика. Сначала попятилась. Потом остановилась. Скоро устремится вперед. То есть к следующей рецессии …
Ладно. Америка от нас далеко. Вместе со своими проблемами. Кроме одной. С долларом-то что будет? Скоро, думаю, пойдет на подъем. Есть по крайней мере четыре «за».
1. Там ускоряется инфляция. Уже достигла 5% в год. Для нас была бы радость несусветная. Для них — такая же беда. Пора давить. Но как? Сокращение госрасходов исключено. Только рост. Чтобы оставаться глобальным лидером. Монополии там проучили еще в начале прошлого века. С тех пор цены не задирают. Стоимость нефти Америке неподвластна. Остается повышение ставки ФРС. Валютный курс послушно идет следом. Как пес за хозяином.
Сейчас она уже не снижается. Как в предыдущие месяцы. Стоит на месте. Почему не повышается? Рост еще слабенький. Не более 1%. Боятся придушить ненароком. Но если экономика выйдет на 2-3%, ФРС, уверен, двинет ставку вверх. Вместе с «зеленым». Думаю, не позднее октября. Иначе укрепятся инфляционные ожидания. Потом придется гасить. Большая морока. К тому же затратная.
2. Федеральный бюджет США по-прежнему пребывает в глубоком дефиците. Прогнозируют, что в этом году доберется до 400 млрд долларов. Всю эту кучу денег американцы занимают. Внутри страны и за рубежом. И не первый год. Скажем, Китай уже одолжил им сумму, равную годовому бюджету Пентагона. Россия вложила в тамошние ценные бумаги порядка 60 млрд долларов. То есть оплатила годовые расходы на образование.
У кредиторов, конечно, нервы железные. Но они каждый день слышат сплетни о крахе доллара. Огорчаются. Переживают. Подумывают о продаже американских бумаг. О том, что гораздо спокойнее дать взаймы кому-то другому. Укрепить доверие можно только укреплением «грина».
3. Падающий доллар больно ударил. Всех тех, кто экспортировал в США. За тот же товар европеец стал получать меньше евро. Японец — иен. Китаец — юаней. Утрачивают конкурентоспособность. Бизнес пошел жаловаться. Своим правительствам. Те надавили на американцев. Последние оправдывались: у нас же спад. Выживаем как умеем. Понятно, хотя и неприятно. Но сейчас-то ситуация иная. За океаном признают: худшее позади. Намечается подъем. В чем же дело?
В прошлом году имел немало задушевных разговоров. С заморскими знатоками. Суть: не верь официальным басням о желании иметь сильный бакс. Америке нужен слабый. И мы будем его опускать. Несмотря на вопли и стенания. До тех пор, пока риски не перевесят выгоды.
Именно такой момент, похоже, наступает. Ведь снижение курса валюты вызывает законные подозрения. Мол, сознательно вытесняют со своего рынка. Затевают торговую войну. Зная, что экономическое положение ухудшается. Особенно в Европе. Нарочно вредят. Стало быть, надо готовить ответные меры. Подпевают центральные банки. С тающими запасами долларов. Тоже настаивают на укреплении. Так думают не просто партнеры. Союзники. По НАТО, Ираку, Афганистану. Резюме: без подъема доллара могут переругаться.
А вообще-то пора, по-моему, определяться. Либо Америка продолжает держать резервную валюту. Гарантируя хотя бы минимум стабильности. Либо делится этой ношей с другими странами. Чтобы мировые финансы стали мультивалютными. Вопрос исключительно серьезный. Заслуживает внимания G8.
4. Осенью в США выборы президента. Уже ясно: придет герой. Молодой или немолодой. С обещаниями глубоких перемен. Удобное время объявить о завершении кризиса. Переходе к политике сильного доллара. Тем более что того же потребует и сама экономика. Получится не только красиво, но и уместно. Если понадобится помощь, пришлем политтехнологов. Сделают качественную постановку. Не хуже балета Большого театра.
И все же — когда? Наверное, через полгода. Самое позднее — будущей весной. В Белом доме уже рассядутся. Опробуют рычаги и кнопки. И начнут разворачивать свой экономический авианосец. В направлении подъема. Предварительно освободив винты от всякой инфляционной дряни.