Главная » Финансы » «Хорошо отметили юбилей 1998-го». Война сказалась на экономике

«Хорошо отметили юбилей 1998-го». Война сказалась на экономике

Российский фондовый рынок за недолгий период своего существования пережил немало взлетов и падений. Чего стоят хотя бы события 10-летней давности, когда дефолт в один миг опрокинул все то, что создавалось годами. Но вот функционировать в условиях войны нашему рынку еще не доводилось. Сейчас он восстанавливается после падения. Но все чаще в прессе обсуждается мысль, что сложившаяся ситуация «один в один», вплоть до тональности высказываний чиновников и прогнозов аналитиков, повторяет тот самый «дефолтный» 1998 год. Так ли это? Или война в Южной Осетии стала очередным испытанием, доказавшим стойкость российских активов? Как известно, деньги любят стабильность и покой. Не случайно одним из самых надежных мест для вложения капиталов является нейтральная Швейцария, ни при каких обстоятельствах не принимающая участия в вооруженных конфликтах. Неудивительно, что настроения западных инвесторов, прочитавших в пятницу днем на лентах информагентств о вторжении России в Грузию, оказались близки к паническим, заявил в ходе состоявшейся сегодня пресс-конференции главный экономист Банка «Траст» Евгений Надоршин. Если в первую половину дня рынок падал умеренно, то после 15:30 мск нерезиденты начали активно сбрасывать акции. Резко упали индексы РТС и ММВБ. Как известно, для Запада Южная Осетия является частью Грузии, и, безусловно, боевые действия они восприняли как демарш со стороны Москвы. То же повторилось и в понедельник, и российские власти не утруждали себя какими-либо разъяснениями. Лишь во вторник после заявления Дмитрия Медведева о прекращении «операции по принуждению Грузии к миру» рынок пошел вверх.

Очевидно, что явных экономических причин для боевых действий не было, на кону стояли чисто политические вопросы, считают участники дискуссии. Однако итоги войны, пока неоднозначные для геополитической ситуации на Кавказе, для экономики явно отрицательные. Если в краткосрочной перспективе рынок отыграет позиции довольно быстро, то долгосрочные последствия могут быть непредсказуемыми. Россия уже получила недвусмысленные сигналы от международных организаций, говорит председатель правления Российской Ассоциации политических наук Владимир Петровский. Это отказ от проведения совета Россия-НАТО по Южной Осетии и обращение стран «большой семерки» (обратите внимание на формат!) к России с требованием прекратить огонь. Все это очень серьезно бьет по формированию климата доверия, тем более, что это далеко не первый удар, рассуждает эксперт. До этого были конфликты в частном (ВР) и государственном ( «Мечел») секторах. Все это привело к тому, что вокруг России формируется образ державы, играющей не по правилам. Инвесторы, в спешке сбрасывающие российские активы, как, впрочем, все западное бизнес-сообщество, были уверены, что война затянется надолго. И заявление Д.Медведева, пусть и несколько запоздавшее, все же прозвучало вовремя. Обнародовав план мирного урегулирования, глава государства показал, что Россия возвращается в правовое поле.

Как заявил Е.Надоршин, с начала августа отток капитала из России составил 10 млрд долл. «Хорошо отметили юбилей 1998 года», — иронизирует он. Но это можно отнести к краткосрочным потерям. В среднесрочной перспективе очевидно, что совокупность вышеупомянутых факторов приводит к тому, что Россия больше не считается «тихой гаванью», как это было пару месяцев назад. И если индексы как упали, так и подрастут, то с притоком дешевых длинных денег у нас будут сложности, считает эксперт. Он прогнозирует снижение количества прямых иностранных инвестиций с 40 до 30 млрд долл. в год. Конечно, и это со временем восстановится, но, как говорится, осадочек останется.

С долгосрочными перспективами все обстоит еще хуже. Запад шокирован происходящим и готов надавать на нас «всем миром». Во вторник госсекретарь США Кондолиза Райс прямо пригрозила России международной изоляцией, если та не проявит должной уступчивости Западу. Под большим вопросом остается вступление России в ВТО — с высокой долей вероятности этого вообще не произойдет, считает Е.Надоршин. С одной стороны, России, ориентированной на экспорт сырья, это не так критично. Но с другой, будучи членом ВТО, нам проще было бы выходить на иностранные рынки. То есть, это напрямую угрожает планам дифференциации экономики, вынашиваемым российскими экономическими властями. Но ощутим мы это не сейчас, а лет через 10. Под угрозой и проведение Олимпиады-2014 в Сочи. В зоне военных конфликтов такие соревнования не проводятся, а, значит, если противостояние примет затяжной характер, возникнет вопрос об их переносе. Как известно, Д.Медведев оставил за Россией право дать ответ агрессору. Сегодня Абхазия выбивает грузин из Кодорского ущелья, но кто знает, не решат ли те с боем вернуться обратно? Если Россия вновь вмешается, такая перспектива окажется вполне реальной. Кроме того, нестабильность на Кавказе препятствует притоку иностранных инвестиций в олимпийское строительство. В самом деле, кто захочет устраивать Олимпиаду там, где на пляже гремят взрывы? Хорошо, бюджет России самостоятельно осилит проведение соревнований. Но не факт, что международная общественность их не блокирует, как это было в 1980 году с Московской Олимпиадой.

«США находятся в кризисе уже более года, и дешевых денег больше никто не дает», — рассуждает руководитель департамента рыночных исследований ИК «КапиталЪ» Скотт Семет. Тем более странам, где так велики риски. Несмотря на то, что в экономическом плане мы выглядим лучше Китая, иностранцы бегут от нас, как олимпийский чемпион на стометровке. Пока международные рейтинговые агентства не понизили рейтинг России, но это лишь потому, что нам есть, чем платить долги. Грузии в этом плане приходится хуже — S&P понизил ее рейтинг. Однако, анализируя такие успешные инструменты, как облигации, можно сказать, что денег в наши бумаги Запад уже не вкладывает. К первым признакам общероссийского падения можно отнести банкротство холдинга «Марта», не сумевшего расплатиться с кредиторами. В перспективе в Европе грядет рецессия, так что цены на нефть и сырье будут снижаться, считает С.Семет, однако через несколько лет они вернутся к нынешним отметкам. Впрочем, повторения 1998 года не случится — тогда было куда хуже, оптимистично заверил он. Что ж, и на том спасибо.

Еще одним важным итогом войны в Южной Осетии Е.Надоршин назвал выход Грузии из СНГ. «Как не странно это звучит, итог этот позитивный», — сказал он. СНГ уже давно нуждается в кардинальном реформировании и, может быть, даже отжило свое. И выход из него Грузии может стать катализатором обновления. Содружество настолько «разношерстстно», что выработать единую тактику как в политике, так и в экономике фактически невозможно. Наилучшим выходом было бы работать в рамках региональных союзов, таких, как ШОС или ЕврАзЭС, или объединяться в более мелкие межгосударственные структуры. Россия, что бы ни говорили на Западе, доказала, что может влиять сна ситуацию в соседних государствах, и к ее пожеланиям стоит прислушиваться. С точки зрения экономики для нас выгоднее сближаться не со стагнирующей Европой (ВТО), а с динамично развивающимися странами Азии, считают участники дискуссии. Но надо помнить, что здесь нас ждет жесткая конкуренция в области высоких технологий. Мы только планируем их развивать, а «азиатские тигры» в этом давно преуспели.

И главное — не стоит забывать, что инвесторами движут две силы — страх и жадность, резюмирует С.Семет. До сих пор на российском рынке господствовала жадность — даже после развала ЮКОСа инвесторы, надеясь заработать «шальные деньги», не вывели своих активов. Сейчас совокупность факторов сложилась так, что превалирует страх. Если из кризиса удастся выйти так, чтобы все стороны, в том числе, Грузия, остались довольны, то жадность вернется. Пока же мы находимся на развилке, и все зависит от дальнейшего развития событий. А главное — о того, будет ли Россия настаивать на признании Абхазии и Южной Осетии. Косовский прецедент на них не распространяется, убежден Запад. Как ответим мы?

Между тем, если Россия сумеет добиться стабильности на Кавказе, это придаст ей дополнительные очки в глазах иностранных инвесторов, считает руководитель аналитического центра IRN.RU Олег Репченко. Если вместо войны начнутся конструктивные переговоры, то уже можно будет говорить о купировании конфликта. Тем самым Россия покажет, что вполне может играть полноценную роль на международном рынке. Косвенно подтверждает вероятность такого исхода событий тот факт, что многие инвестиционные аналитики прогнозируют на начало 2009 года восстановление индекса РТС вплоть до 2600 пунктов, отмечает О.Репченко.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.