К 2014 году бюджет России снова станет дефицитным. С неутешительным прогнозом для российской экономики вчера выступил министр финансов Алексей Кудрин. Он же объявил о главных причинах изменения статуса: на уменьшение доходов больше влияют не цены на нефть, а снижение доли нефтегазового сектора в ВВП. Между тем некоторые эксперты считают прогнозы главного экономиста страны слишком оптимистичными – кризис может начаться весной-летом 2009 года.
В ходе пресс-конференции 18 августа Алексей Кудрин поделился планами о том, как государство будет выходить из положения дефицитного бюджета – на помощь, по задумке министра, должны прийти резервный фонд и фонд национального благосостояния. Причём доход, получаемый государством от размещения акций своих резервных фондов, составляющие сейчас другой – инвестиционный фонд, также предлагается тратить «на месте». Главной причиной будущего дефицита федерального бюджета власти называют постепенное снижение доходов, которые, по расчетам Минфина, уменьшатся в полтора раза (с 23,6% ВВП в 2007 г. до 12,9% в 2023-м). Главным виновником этого станет нефтегазовая отрасль, роль которой за тот же период времени в ВВП страны сократится в два раза (с 8,8 до 3,1%). Таким образом, нефть оказывается не только рукой помощи для поднятия России с колен, но и другой рукой – обратно страну на колени возвращающей. Оптимизма по поводу будущего российской экономики не добавляют и оценки экспертов, которые утверждают, что прогнозы министра финансов о сроках начала кризиса максимально осторожны.
«Мне кажется, что прогнозы Кудрина слишком оптимистичны. Кризиса стоит ожидать не в 2014 году, а уже в летом 2009, когда цены на нефть начнут стремительно падать», — комментирует Newsinfo экономист Борис Кагарлицкий. Ему вторят другие финансисты, которые, однако, не связывают будущий экономический кризис с ситуацией на топливных биржах. Сам Алексей Кудрин в понедельник заявил, что переломить негативную тенденцию не смогут даже высокие цены на нефть. «Даже если цена будет 120–150 долларов за баррель, этот тренд практически не изменится. Ключевым фактором оказывается низкий прирост добычи по сравнению с ВВП», – заявил Кудрин.
По словам Бориса Кагарлицкого, к системному кризису российскую экономику привела «непонятная» политика министра финансов. «Вначале Алексей Кудрин полгода не признавал мирового финансового кризиса, потом он полгода не признавал влияние этого кризиса на экономику страны, а теперь он говорит, что проблемы начнутся только в 2014 году, — говорит Карагарлицкий. – Кризис, по Кудрину, грянет в 2014 году, т.е. по завершении срока нынешнего президента и всей команды. Таким образом, прогнозы Кудрина направлены не гражданам, а чиновникам, что на нас, мол, хватит – будьте спокойны».
По его словам, путей выхода из кризиса не осталось. «Что-то сделать можно было 5-6 лет назад, когда кризиса не было, но он прогнозировался. Тогда вместо того, чтобы вкладывать резервные деньги в экономику, Кудрин предпочитал их копить», — отмечает эксперт. Он также напомнил, что перед дефолтом 1998 года государственные резервы составляли внушительную сумму – около 60млрд$, которые, впрочем, «сгорели за несколько месяцев». Если учитывать, что сегодня российские резервы составляют порядка 400млрд%, то путём деления оказывается, что помогать они смогут недолго. Главным выходом из сложившейся ситуации, по мнению некоторых экспертов, должны стать структурные изменения в отечественной экономике, которые позволят заменить нефтегазовые доходы. О переходе на «инновационные рельсы» говорится не первый год, однако получилось у государства не многое, поэтому ждать от нынешней команды революционных шагов в экономической сфере через 6 лет не приходится.