Главная » Финансы » Россия. Инвестиционный GULAG

Россия. Инвестиционный GULAG

Российский фондовый рынок пережил третий грандиозный обвал за последний месяц. Причем в отличие от первых двух случаев, назвать причину падения 19 августа затрудняются даже опытные трейдеры. Некоторые наблюдатели считают, что котировки рухнули под влиянием комплекса внешних факторов, другие винят спекулятивную атаку массы участников рынка, играющих на понижение. Тем временем популярный британский интернет-сайт о финансах The Fool уже назвал сложившееся на российском рынке положение дел «инвестиционным ГУЛАГом». Индекс РТС во вторник рухнул на 5,21 процента, опустившись ниже 1700 пунктов. Итоговый результат торгов — 1685,6 пункта — стал самым низким с ноября 2006 года. Общая капитализация торгующихся на бирже компаний впервые за год оказалась ниже отметки в триллион долларов. Основной индекс другой главной российской биржевой площадки — ММВБ — упал более чем на шесть процентов.

Первый в этом месяце обвал рынка произошел 24 июля, после ставшего знаменитым заявления премьер-министра Владимира Путина о «Мечеле» и его торговых приоритетах. Не успел рынок оправиться от этого удара, как началась война в Южной Осетии, вновь обрушившая акции. Стабилизация вновь продлилась недолго — меньше двух недель. Таким образом, в результате трех последовательных падений на более чем 5 процентов российские фондовые индексы потеряли в общей сложности более чем 20 процентов своего «веса». По масштабности эту «лестницу» (именно так выглядит сейчас динамика котировок российских ценных бумаг) можно сравнить разве что с настоящим крахом фондового рынка в Китае в начале этого года.

Труднее всего на торгах 19 августа пришлось инвесторам, работающим с акциями нефтегазовой отрасли. Сводный индекс «Нефть и газ» РТС упал на 6,16 процента. Некоторые компании подешевели еще сильнее, скажем, «Сургутнефтегаз» упал на 9,08 процента, а «Татнефть» — на 8,05 процента. Почему именно углеводородный сектор стал эпицентром обвала, сказать сложно, поскольку во вторник цены на нефть на мировом рынке вопреки тенденции предыдущих дней довольно существенно повысились.

Индексы могли бы упасть и сильнее, если бы в середине дня не вмешались «высшие силы» в лице Владимира Путина. Он фактически заявил о том, что кризис вокруг «Мечела» преодолен. Производители сырья, по его словам, сумели договориться с металлургами о ценах. Рынок воспринял это как признак того, что власть и промышленники пошли на мировую, однако продолжил скольжение вниз.

Причины такого странного поведения рынка до сих пор не ясны. Эксперты частично возлагают ответственность на обострение международной политической обстановки. Война в Осетии закончилась, но давление на Россию стран Запада усилилось, и результаты вчерашнего заседания Совета НАТО могли быть восприняты как начало новой холодной войны. Ряд аналитиков считает, что инвесторы-нерезиденты (а они составляют большинство на рынке) могли решить, что за агрессивными заявлениями представителей США и Европы, а также множеством неприятных для России публикаций в иностранных СМИ стоит желание построить новый «железный занавес». Только в данном случае его будут возводить с противоположной стороны. К примеру, Wall Street Journal ненавязчиво призвала американских и европейских руководителей прикинуть, какие наиболее уязвимые активы российских компаний за рубежом могут в случае чего попасть под удар.
Более прозаическая причина спада на рынке заключается в повторении негативной динамики вслед за всеми остальными мировыми торговыми площадками. Действительно, 19 августа падение произошло на всех сколько-нибудь значимых мировых торговых площадках. Так, в США на 0,9-1,3 процента снизились индексы Dow Jones, NASDAQ и S&P 500. В Европе и Азии снижение стоимости большинства акций было еще более ощутимым и составило 2,2-2,6 процента. Всеобщее падение связывают с публикацией статистики по некоторым экономическим показателям. Так, в Германии и США цены производителей выросли в июле самыми быстрыми темпами за 27 лет. Одновременно объемы строительства в Америке рухнули до 17-летнего минимума, а авторитетные эксперты пообещали банкротство как минимум еще одного ведущего американского банка до конца этого года.

Еще одна версия, озвученная, в частности, на форуме «Русский трейдер», винит в происшедшем сознательную попытку «медведей» — биржевых игроков на понижение — уронить стоимость российских акций для позднейшего выкупа. Спад на мировых биржах и политические трения были приняты как повод начать массовые продажи или делать ставки на падение.

Показатели 20 августа в общем-то отражают справедливость такой точки зрения. Индекс РТС к 15.00 по московскому времении отыграл от вчерашнего обвала почти 1 процент, а основной показатель ММВБ — около полутора. Другое дело, что «отскок» получается не слишком впечатляющим. В то время как акции, например, «Лукойла», уверенно растут, Сбербанк продолжает падение, пусть и не столь значительное.

Прогнозы на будущее радужностью не отличаются. С одной стороны, после столь значительного спада акции вновь станут привлекательными для инвесторов. Тем более, что в серьезное обострение отношений между Западом и Россией мало кто верит, с учетом значительных вложений средств российских международных резервов в иностранные облигации, да и зависимость Европы от поставок газа из России тоже никто не отменял. Однако существует и фактор реального испуга иностранцев в связи со сложившейся ситуацией. Кроме того, финансовый кризис в Европе и США, судя по всему, набирает обороты, а во время таких потрясений спекулятивный капитал очень часто уходит с развивающихся рынков на развитые. В этом случае вернуться к уровню 2000 пунктов, еще недавно считавшемуся нормальным, ни РТС, ни ММВБ в обозримой перспективе не удастся.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.