Благодаря экономической и политической стабильности, а также вхождению десяти восточноевропейских стран в Евросоюз, возросло доверие инвесторов и снизилась стоимость заимствований. Большое количество трудолюбивых и согласных на скромную зарплату работников вкупе с нашедшими себе применение предпринимательскими талантами способствовали расцвету новых частных предприятий. В большинстве этих стран темпы экономического роста были просто блестящими.
Но все это не может продолжаться вечно. Затраты на оплату труда растут. Появился и усугубляется дефицит рабочей силы. Препятствует развитию торговли устаревшая инфраструктура, например, печально известные польские дороги. В ряде стран растет инфляция. Мировые рынки становятся все более жесткими с точки зрения привлечения капитала и экспорта. На этом фоне экономический рост в текущем году в странах Восточной Европы на удивление силен. Это отчасти объясняется тем, что спад в еврозоне только начался, отчасти — ростом внутреннего спроса и отчасти тем, что увеличение товарооборота между странами Восточной Европы начало компенсировать сокращение экспорта на Запад.
Серьезным исключением являются две прибалтийские страны — Эстония и Латвия, где в последние годы наблюдался колоссальный дефицит текущего платежного баланса и опасно высокий экономический рост. Теперь их «мыльные пузыри» лопнули. В Латвии, например, объем розничной торговли по сравнению с предыдущим годом сократился на 8,3%, а промышленное производство — на 6,4%. Потерпела крах строительная отрасль. Уровень инфляции по-прежнему чудовищно высок — 17%. Для стран с искусственно поддерживаемым курсом валюты это очень опасно. Тем не менее самые мрачные прогнозы до сих пор оказывались необоснованными. Латвии, к примеру, не пришлось проводить девальвацию своей валюты. Иностранные банки, в основном шведские, которым принадлежит большая часть местной финансовой системы, мировой кредитный кризис, кажется, почти не затронул. И признаков распространения отрицательного воздействия из проблемных (но крошечных) экономик стран Балтии на остальные страны этого региона не наблюдается.
В самой крупной экономике — польской — ситуация выглядит лучше. За первый квартал 2008 года она бодро выросла на 6,1% по сравнению с предыдущим годом. Многие поляки, уехавшие на заработки в Англию и Ирландию, возвращаются домой, где их привлекает более высокий уровень зарплат. Безработица, составлявшая в 2003 году 20%, в большинстве регионов страны практически исчезла. Однако рост, по всей видимости, скоро замедлится, особенно если процентные ставки будут продолжать расти; в 2007 году они составляли 4%, а в этом году — уже 6%, и, вероятно, это не предел. Это приведет к дальнейшему укреплению злотого, который и так уже сильно вырос против евро. Возможно, это и стало причиной возращения поляков из Великобритании, однако сильный злотый бьет по польским экспортерам.
По мнению критиков, сейчас правительству страны необходимо сконцентрироваться на проведении реформ государственного бюджета, в особенности пенсионных, а также запустить масштабные проекты по развитию инфраструктуры, пока не разразился кризис дефицита рабочей силы, чего следует ожидать в следующем десятилетии. Это также повысило бы шансы страны на переход к евро, который, как сейчас представляется, вряд ли произойдет ранее 2013 года. Пока же на единую валюту перешла Словения, а в следующем году это сделает Словакия. Другие страны от этого еще далеки.
Наибольшую озабоченность вызывает Венгрия, наиболее зависимая от наличия доверия на рынках капитала. Неустойчивое правительство страны на удивление хорошо показало себя в деле восстановления макроэкономической стабильности государства после почти катастрофических последствий расточительности в расходах и заимствованиях в первые годы текущего десятилетия. В 2006 году дефицит бюджета достиг аж 9,4% ВВП страны. По прогнозу эксперта консалтингового агентства Capital Economics Нила Ширинга, к концу 2008 года эта цифра может сократиться до 3,5%.
За это была уплачена высокая цена — в прошлом году начала снижаться популярность правительства, а экономика приблизилась к застою. С тех пор она несколько выросла, но инфляция остается на опасно высоком уровне, превышающем 6%. Вопрос в том, отважится ли правительство на еще один раунд ужесточения фискальной политики. Государственные расходы все еще превышают 50% ВВП, что является самым высоким показателем в регионе. Кроме того, обеспокоенность вызывает надвигающийся спад экономики более богатой части континента. Венгерская экономика сильно зависит от экспорта в страны Западной Европы, составляющего почти 40% ВВП страны.
Несмотря на озабоченность ЕС коррупцией и организованной преступностью в новых (и самых бедных) его членах, Румынии и Болгарии, экономика этих стран стремительно растет, в среднем на 7-8% в год. Сейчас эти страны являются главными кандидатами на резкое падение. Стремительно растущий рынок недвижимости Болгарии находится на грани обвала, хотя этот «мыльный пузырь» еще и не затронул остальные сегменты экономики. Тем не менее пока это мало кого настораживает. Избежав санкций Брюсселя (в случае Болгарии это удалось только частично), балканские политики, по-видимому, полагают, что пренебрежение законами экономического равновесия сойдет им с рук.