Доллар подрос, но радоваться не стоит. Если в ближайшее время мир не выберет новую международную денежную единицу вместо доллара, финансовый кризис станет затяжным. Ещё недавно замена доллара рублём была экономической фантастикой. Сегодня всё изменилось
Юрий Громыко (директор Института опережающих исследований, академик Раен, профессор Британской школы социально-экономических исследований):
Фальшивки от США
— США в настоящий момент — страна-фальшивомонетчик, печатающая необеспеченные доллары и вымогающая за них у других стран материальное обеспечение. Это происходит за счёт беспрецедентного силового давления со стороны Америки и отсутствия согласованного плана изменения финансовой архитектуры между остальными крупнейшими державами. Кстати, подобный план могла бы разработать Россия.
Почему современный доллар больше не может оставаться мировой валютой? за мировой валютой должны стоять реальные мощности: энергоносители, технологии, пища, чистая вода, знания, инфраструктурные проекты, человеческий потенциал. Возможность их обмена между странами (но уже в виде конечной производимой продукции) и ляжет в основу новой денежной системы. Поэтому в Москве необходимо создавать не финансово-денежный центр — «Уолл-стрит на Рублёвке в миниатюре» (как этого многие хотят), а принципиально новый глобальный денежно-расч ётный центр, позволяющий определять правила международного обмена ресурсами стран-лидеров.
В рамках будущей денежно-расчётной системы стоимость денег будет определяться не только накопленными золотовалютными резервами (как раньше), но и качеством новых научных, промышленных и других проектов (не только реализуемых, но и только запланированных). Но для этого должны предлагаться действительно прорывные науко ёмкие решения и демонстрироваться возможности их реализации. Вот тут-то и придёт время Внешэкономбанка, а также Ростеха и других российских госкорпораций.
Все шансы — у нас
Уже собственную резервную валюту создают, к примеру, страны Персидского залива, Китай и страны Латинской Америки. Однако все шансы стать мировой резервной валютой — у рубля. С одной стороны, мы владеем уникальными запасами нефти и газа, с другой — фундаментальной практико-ориентированной наукой, позволяющей создавать прорывные технологии. Эти две возможности позволяют нашей стране претендовать на ключевую позицию в новой денежно-расчётной системе. Что мы можем предложить миру? Россия может гарантировать поставки углеводородов по неспекулятивным ценам. Плюс мы можем создавать принципиально новые транспортные и энергетические инфраструктуры, например сверхскоростные поезда на магнитной подвеске и миниатюрные ядерные реакторы (необходимые в современной промышленности). Для закрепления подобных возможностей, собственно, и должна вводиться резервная валюта — инфраструктурно-инвестиционный рубль. Он будет обеспечен конкретными материальными мощностями, которые можно обменивать на другие мощности.
Подобный подход означает для простых россиян, что у них появится выбор интересной работы, больше стабильности в жизни, а также то, что с рублями можно будет ездить в любые страны. Надо только подождать. Минимум лет десять.