Несмотря на внешнее благополучие основных макроэкономических показателей, в экономике Украины нарастает напряжение, обусловленное увеличивающейся несбалансированностью торгового и платежного баланса, государственного бюджета, производства и потребления.
Это напряжение проявляется в нарастании инфляционных процессов и резком ухудшении платежного баланса по текущим операциям, что является первыми признаками надвигающейся экономической катастрофы.
Дефицит платежного баланса по текущим операциям составил в I квартале текущего года минус $3,6 млрд, достигнув 9,6% ВВП, что втрое больше его значения за соответствующий период прошлого года. Стремительное ухудшение платежного баланса по текущим операциям (за последние три года его сальдо сократилось с плюс $6,9 млрд в 2004 г. до минус $5,9 млрд в прошлом году) объясняется нарастанием дефицита торгового баланса (за тот же период уменьшился с плюс $ 5 млрд до минус $7,9 млрд), который составил по итогам первого квартала минус $ 4,3 млрд, увеличившись по сравнению с I кварталом прошлого года в 2,5 раза. Произошло это вследствие опережающего роста импорта (на 45%) по отношению к росту экспорта (на 28,5%).
Компенсирует дефицит платежного баланса по текущим операциям приток иностранного капитала, который составил в I квартале текущего года $3,6 млрд. В результате его притока, главным образом в форме кредитов, Украине удается балансировать платежный баланс и даже ревальвировать гривну на 4% по отношению к доллару в мае текущего года.
Балансировка торгового дефицита притоком иностранного капитала не может продолжаться долго, так как ограничивается емкостью финансового рынка и возможностью экономики переваривать иностранные инвестиции. К настоящему моменту эти ограничения исчерпаны. Об этом свидетельствует нарастающее напряжение в возможностях украинской экономики обслуживать быстро растущий внешний долг. Его величина выросла с $12,7 млрд в 2002 г. до $83,3 млрд на конец I квартала этого года, достигнув 61% ВВП и 136% экспорта, в то время как международные валютные резервы увеличились за этот период с $4,4 млрд до $33,2 млрд. Расходы на обслуживание и погашение внешнего долга увеличились с $2,8 млрд до $11,5 млрд.
Разбалансированность украинской финансовой системы быстро нарастает. Прирост внешнего долга в I квартале этого года составил $8 млрд, увеличившись на 9,4%. При этом прирост международных резервов за счет роста иностранных кредитов составил всего $1,95 млрд. Коэффициент покрытия внешних обязательств международными резервами снизился до 1,26, а коэффициент покрытия резервными активами внешней кредитной потребности экономики – до 0,96. Чистая международная инвестиционная позиция Украины ухудшилась до минус $31 млрд, по сравнению с минус $20 млрд в прошлом году и плюс $1,13 млрд в 2002 г. Учитывая, что величина валютных резервов находится на минимальном уровне (их объем эквивалентен 4 месяцам импорта), можно сделать вывод о том, что украинская экономика близка к исчерпанию внешних возможностей обеспечения ее финансовой сбалансированности.
Главная проблема заключается в том, что процессы нарастающей разбалансированности украинской экономики носят самовоспроизводящийся лавинообразный характер и не могут быть остановлены денежными властями без радикальных антикризисных мер, к которым руководство Украины не готово.
Рост внешней задолженности Украины происходит за счет негосударственного сектора, на долю которого приходится 83,3% внешнего долга. При этом большая часть этого долга приходится на коммерческие банки, обязательства которых перед нерезидентами составляют $34 млрд, увеличившись за год вдвое. Всего же за последние два года внешний долг украинских коммерческих банков вырос в 5,6 раза и продолжает стремительно расти. В I квартале этого года он вырос еще на $3 млрд. Одновременно идет быстрый рост внешней задолженности экспортно-ориентированных предприятий Украины, самостоятельно выходящих на внешний рынок заимствований.
Украинские банки и предприятия вынуждены наращивать зарубежные заимствования в условиях высокой дороговизны (19,6% годовых) и низкой доступности внутренних кредитов. Денежные власти Украины искусственно подталкивают их к этому, провоцируя кризис ликвидности стерилизацией денежной массы (около 15 млрд гривен в течение первых пяти месяцев этого года) в безуспешной борьбе с инфляцией монетарными методами. В отсутствие механизма долгосрочного рефинансирования успешно работающие украинские предприятии и банки стремятся кредитоваться за рубежом, ставя экономику Украины в зависимость от конъюнктуры зарубежных финансовых рынков.
Основная часть кредитов, привлекаемых украинскими банками из-за рубежа, направляется на потребительское кредитование. В I квартале текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого объем потребительских кредитов вырос на 21% (в прошлом году – на 98%), в полтора раза опередив рост кредитов субъектам хозяйствования. Большая часть потребительских кредитов направляется на финансирование импортных товаров длительного пользования, а также текущего потребительского спроса, имеющего большую импортную компоненту. К примеру, импорт иномарок в I квартале вырос в 1,8 раза, а импорт продукции АПК – на 48,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Таким образом, образовался порочный круг: растущие иностранные кредиты направляются на финансирование импорта, что усугубляет дефицит торгового баланса и вызывает дополнительную потребность в иностранных заимствованиях, ведет к росту внешнего долга и стоимости его обслуживания. Этот процесс идет с ускорением: в текущем году по итогам I квартала платежи нерезидентам выросли на 50% к соответствующему периоду прошлого года и составили $1,3 млрд, в том числе выплаты дивидендов нерезидентам увеличились в полтора раза. Ясно, что развертывание этого порочного круга ведет к лавинообразно нарастающей несбалансированности украинской экономики и в конечном счете к краху ее валютно-финансовой системы. Она уже вышла за пределы устойчивости, о чем свидетельствует нарастающий разрыв в темпах роста кредитов (17% за 5 месяцев этого года) и депозитов ( 9,4%). Выданные коммерческими банками долгосрочные кредиты ( 343 млрд гр.) вдвое превышают привлеченные ими долгосрочные депозиты ( 145 млрд гр.).
Пляски самостийности на руинах народного хозяйства
Украинское руководство не в силах остановить развертывание кризисной спирали. Украинская экономика чрезвычайно открыта – объем ее внешнеторгового оборота превышает величину ВВП, величина внешнего долга стремительно приближается к этой величине. Любые изменения режима внешнеэкономической деятельности, которые могли бы предпринять украинские власти в целях предотвращения надвигающегося кризиса, затронут интересы широкого круга влиятельных бизнесменов. Поэтому указанные тенденции продолжатся.
По прогнозам украинских экспертов, на текущий год дефицит текущих операций торгового баланса достигнет $13 млрд, увеличившись за год вдвое. В будущем году прогнозируется его увеличение еще вдвое – до $27 млрд. Ясно, что привлечь в эквивалентном объеме иностранные заимствования Украине не удастся – слишком возрастают риски, обусловленные перенапряженностью украинской валютно-финансовой системы. Она уже сейчас может рухнуть даже при небольшом оттоке иностранных кредитов или снижении цен на мировом рынке металлов.
Заметим, что возможности украинской экономики компенсировать возможный отток иностранного капитала практически отсутствуют. Главная статья валютных доходов – экспорт металлов в физическом выражении не растет: весь прирост за последний год достигнут за счет роста мировых цен на 24,6% при снижении физического объема вывоза на 1,7%. Существенный рост экспорта машиностроения – по 50% в квартал – достигнут в основном на рынках СНГ, которые не дадут Украине притока СКВ. Прирост экспорта продукции АПК идет тоже за счет роста цен и на те же рынки. При этом увеличение экспорта все последние годы идет с полуторакратным отставанием от роста импорта, направляемого в значительной степени потребительским спросом.
По всей видимости, возможности Украины жить за счет внешних заимствований исчерпаны. Об этом свидетельствует не только выход параметров покрытия внешнего долга валютными резервами и экспортными доходами на закритический уровень, но начавшийся отток краткосрочных кредитов и внешней задолженности украинских предприятий по торговым кредитам, который составил за I квартал
$2,3 млрд и $3 млрд соответственно. Косвенным признаком надвигающегося кризиса является начинающееся бегство населения от национальной валюты – прирост наличной иностранной валюты у резидентов составил за пять месяцев этого года $2,3 млрд. Даже если не произойдет усиления этих тенденций, очередного резкого повышения цен на импортируемый Украиной газ будет достаточно для провоцирования финансового кризиса.
Украинские власти легкомысленно считают, что экономика успешно выдержала повышение цен на импортируемый газ в этом году на треть и на нефть – в 1,8 раза. Они полагают, что также произойдет и дальнейшее прогнозируемое повышение цен на газ еще на треть – до $265 за 1000 куб. м. Однако возможности компенсировать дефицит торгового баланса притоком иностранных кредитов уже исчерпаны и едва ли могут быть продолжены даже без увеличения цен на газ. С повышением последней до прогнозируемого уровня неизбежно дальнейшее резкое ухудшение торгового баланса как вследствие удорожания импорта, так и в результате снижения ценовой конкурентоспособности экспортируемых товаров. В том числе возможно снижение рентабельности производства украинских товаров химико-металлургического комплекса до отрицательных величин, что может вообще остановить их экспорт, обеспечивающий четверть валютных поступлений Украины. На этом фоне отток иностранного капитала выглядит неизбежной реакцией на дальнейшее ухудшение международной инвестиционной позиции и конкурентоспособности экономики Украины.
По предварительным оценкам, посткризисная сбалансированность валютно-финансовой системы Украины может быть достигнута при двукратной девальвации гривны. Последняя может быть более или менее резкой в зависимости от политики денежных властей. Политика, проводимая ими в настоящее время, ведет к росту несбалансированности и более резкой девальвации в момент кризиса. В частности, ревальвация гривны в условиях 25%-ного роста цен предприятий за первые четыре месяца года означает увеличение разрыва между номинальным и сбалансированным курсом украинской валюты, ведет к еще большему дефициту торгового баланса и объективно – к более резкой девальвации гривны в момент кризиса.
В условиях высокой внешней задолженности украинских банков и предприятий резкая девальвация гривны вызовет их неминуемое банкротство перед иностранными кредиторами. Цепочка банкротств может затронуть основные украинские банки и парализовать всю финансовую систему Украины. Это вызовет неминуемый резкий спад производства, а также обвальное падение цен на фондовом рынке и рынке недвижимости. Украинские титулы собственности подешевеют в несколько раз, что откроет новые возможности для экспансии иностранного капитала.
В настоящее время наблюдается бурный рост иностранных инвестиций в экономику Украины. За I квартал этого года они превысили уровень соответствующего периода прошлого года на 65%, в том числе в финансовый сектор они выросли в 2,3 раза и удвоились в строительстве, добывающей промышленности и металлургии. При этом быстрее всего росли инвестиции с Кипра (в 2,2 раза) и России (на 71%). В то же время доля российских инвестиций остается весьма скромной – 5,6% от всех иностранных инвестиций.
Как свидетельствует международный опыт, такого рода финансовые кризисы обычно приводят к среднесрочному падению ВВП и инвестиций от 5 до 20%, утрате не менее 15% финансовых активов страны, падению реальных доходов населения на 15–40%. Они сопровождаются утратой международных резервов, галопирующей инфляцией, бегством капитала, коллапсом системы платежей, резким ростом просроченных долгов, массовыми банкротствами предприятий и резким ростом безработицы. Их неминуемым следствием становятся расстройство государственных финансов, рост государственного долга, частичная утрата сбережений населения, обострение социальной и политической напряженности.
Есть все основания полагать, что кризис украинской экономики будет характеризоваться верхним уровнем негативных последствий и большей продолжительностью по сравнению со среднемировыми показателями.
Во-первых, украинские власти не только не предпринимают никаких мер по устранению его причин и смягчению последствий, но, наоборот, своими действиями ведут к его резкому обострению. Они тешат себя благодушными прогнозами в ожидании продолжения быстрого подъема украинской экономики, прогнозируя прирост ВВП в этом году на 6%, а в будущем – 5,5%. Несмотря на резкое ухудшение торгового баланса, они верят в дальнейшее нарастание притока иностранных инвестиций и снижение инфляции до 13%. Они не могут понять, что происходящий сегодня бурный рост производства машиностроения и хорошие финансовые показатели промышленных предприятий камуфлируются сложившимися дисбалансами в финансовой системе и высокой инфляцией.
Во-вторых, посткризисная ситуация будет характеризоваться существенным ухудшением внешних условий функционирования украинской экономики вследствие резкого повышения цен на газ, падения кредитного рейтинга Украины и перенасыщенности рынков сбыта традиционных товаров украинского экспорта. Простое восстановление экономической активности за счет повысившейся вследствие девальвации гривны ценовой конкурентоспособности украинских товаров может оказаться недостаточным для оживления экономики. Для преодоления кризиса потребуются колоссальные инвестиции в модернизацию украинской экономики, многократно превосходящие возможности ее накопления.
В-третьих, глубокий и неожиданный для властей и населения кризис вызовет дальнейшую дестабилизацию и без того неустойчивой политической системы, которая может привести к радикальным ее изменениям. Это необратимо ухудшит инвестиционный и деловой климат.
Таким образом, кризис украинской экономики будет носить глубокий и затяжной характер, сопровождаться резким и продолжительным падением уровня жизни населения. Экономические потери будут значительными и необратимыми. Во время пребывания украинской экономики в депрессивном состоянии обострится борьба за контроль над ее активами между иностранными инвесторами. В зависимости от активности частного капитала США, ЕС, России, Китая и транснациональных корпораций сложится будущая структура украинской экономики.