Общая сумма гособоронзаказа на 2009 год составит 1,3 триллиона рублей (50 миллиардов долларов по текущему курсу ЦБ), передает РИА Новости со ссылкой на заявление вице-премьера Сергея Иванова, сделанное им на встрече с президентом Дмитрием Медведевым. Иванов отметил, что рассчитывает на утверждение этой суммы Госдумой во втором чтении 17 октября, когда будет рассматриваться проект бюджета на 2009-2011 годы. Вице-премьер также отметил, что это первый оборонзаказ, формированием которого занималось не Министерство экономического развития и торговли, а Военно-промышленная комиссия.
В заказе учтены все бюджетные заявки Минобороны и других силовых структур, а также поручения президента и правительства, данные уже после утверждения госпрограммы вооружений. Гособоронзаказ формировался в два этапа, причем на втором этапе в него были включены дополнительно 60 миллиардов рублей для Минобороны, помимо 20 миллиардов рублей, выданных на формирование двух новых военных баз в Южной Осетии и Абхазии.
На фоне столь значительной заявки следует отметить, что и прошлый, более скромный Гособоронзаказ был исполнен лишь на две трети. Общий объем заключенных государственными заказчиками оборонных контрактов составляет 65 процентов от объема бюджетного финансирования, хотя все они обязаны были разместить заказы до 1 марта 2008 года. Об этом еще в марте текущего года сообщил сам вице-премьер Сергей Иванов агентству «Интерфакс». «По ряду направлений темпы размещения государственного оборонного заказа вообще неудовлетворительны», — передавало тогда же слова Иванова РИА Новости.
Предприятия военно-промышленного комплекса откровенно не справляются с выполнением Гособоронзаказа, передает слова первого вице-премьера российского правительства Сергея Иванова агентство РИА Новости.
По мнению Иванова, высказанному на встрече с ветеранами Военно-промышленной комисии в декабре прошлого года, проблемы военной промышленности связаны с кадровым кризисом и низкой производительностью труда. Вместе с тем, ряд производителей, пытается переложить свои проблемы на плечи государства, подписывая невыполнимые обязательства. "Сейчас проблема не в деньгах. Мы им (предприятиям) деньги предлагаем, но с условием: за восемь месяцев новый танк, за девять месяцев новый самолет — можете? Кто честный, говорит „нет“, кто пожуликоватее — „давайте попробуем“, — сказал он.
От редакции: Поскольку нас упрекают в том, что мы сгущаем краски, говоря о том, что проблемы российской оборонной промышленности лежат совсем не в плоскости дефицита денег — в стране произошла кадровая деградация серийного производства. А это нельзя быстро поправить ни за какие деньги.
Но общественность справедливо не доверяет нашим оценкам — кто мы такие, разве есть у нас достаточное филологическое образование, чтобы судить об оборонной промышленности? Ну так вот вам и слегка подзабытые слова вице-премьреа Иванова, полностью подтверждающие сказанное в статье ФОРУМа.мск „Рекорд „Синевы“ без шансов на успех“.
Не грех и повторить:
„Недавно, выступая на экспертном клубе в агентстве „Росбалт“, я эту проблему обрисовал довольно подробно. В двух словах — это проблема серийного производства новой техники и проблема квалифицированных трудовых ресурсов.
(…) Мы прекрасно понимаем, что и в советское время главная проблема ввода новой техники была не в разработках и разработчиках, а в серийном производстве, с которым в СССР всегда было хуже, чем с опытно-конструкторским. Это даже позволяло говорить о неком „русском способе производства“, который заключался в несерийности подхода и высокой доле высоквалифицированного ручного труда.
Так вот, за 20 с лишним лет эти самые носители высоких технологий вышли на пенсию и, судя по средней продолжительности жизни мужчин в России в 58 лет, просто уже умерли. Производство законсервировать можно, а вот человека пока не получается. А передача умений и навыков от опытного рабочего к молодому происходит только в процессе реального производства и длится на высокотехнологичных производствах от 8 до 15 лет. Но ведь все эти годы реального производства не было, передавать было нечего, негде и, чаще всего, некому.
Эта проблема поднималась специалистами в ОПК 8-9 лет назад, но решена она не была. И сегодня, спустя эти годы, ее решить уже нельзя. Разрыв поколений уже произошел. А производство ракет, подводных лодок и прочей военной техники таково, что таджиков или китайцев не наймешь. Именно поэтому, несмотря на все нарекания, китайцы и индусы продолжают заказывать военную технику у нас — нет своего производства с достаточной квалификацией кадров, и сколько денег не вложи, а в короткие сроки его не создашь, нужны поколения“.
Что можно сейчас решить выделением даже огромного оборонного бюджета? Сам Иванов говорит — честные просто откажутся от денег, а нечестные попытаются украсть.
Еще нас упрекают в том, что мы-де только описываем недостатки и мало предлагаем конструктива. Но мы вот уже 5 лет практически отлучены от реальных процессов в оборонной промышленности, занимаемся в основном аналитической работой — то есть наблюдаем за „подвигами“ других людей. Видимо, не достаточно компетентных, поскольку результаты, особенно если считать на вложенный рубль, прямо скажем, карликовые. Не говоря уже о правительства Примакова-Маслюкова-Геращенко, даже кабинет Касьянова, и не мечтавший о нынешних нефтяных сверхдоходах, имел куда более заметные результаты в области промышленного роста. Причем чем больше было нефтяных денег, тем хуже обстояли дела с реальным сектором.
И вот, наконец, мы пришли к закономерному результату — на предприятиях российского ОПК невозможно производить современную военную технику серийно. Ни за какие деньги! Людей нет! И китайцев с таджиками не наймешь, вот проблема.
Может быть, хоть один молодой лоботряс из памятного лагеря „Наших“ на Селигере, на которые потрачено по 5 миллионов долларов за сезон, направился реализовывать свои амбиции в промышленность? Нет, навряд ли — там все метят в управленцы, Россией руководить мало-помалу. Танки и самолеты делать — это для „черни“. А „чернь“ соответствующего возраста на завод сегодня не затащишь. А если и заманишь как-нибудь, то чтобы обтесать это дерево до состояния „буратины“ не один десяток лет нужен. А есть он, этот десяток лет?
Впрочем, один рецепт все же есть — гнать к едреной матери всю эту филологическую и мебельторговскую шушеру от армии и военной промышленности! Сегодня Военно-промышленной комиссией должен руководить лично президент, и это куда важней, чем махать игрушечной сабелькой на потешном кораблике перед телекамерами. Не нужно играться в структурные изменения, объединяя одну развалину с другой, и выделяя под это бюджетные деньги — эти деньги нельзя никак использовать, только украсть! Формирование Гособоронзаказа должно диктоваться прежде всего запросами оборонной доктрины страны, которой нет — а как без нее строить армию?
Например, на кой хер, извините, нашей стране, которая еще лет 30 не будет иметь никаких интересов в Мировом океане, авиносные группы? Мы кому грозить собираемся? Шведам?
А значит, нужно форсировать работы по созданию средств борьбы с чужими авианосцами, буде они станут представлять угрозу нашим морским коммуникациям. Это современные типы ракетных крейсеров и катеров по технологии „стелс“, вооруженные современными, а не устаревшими еще в прошлом веке ракетами. И этих судов должно быть много, и ракет на них тоже достаточно, чтобы не приходилось показывать с разных ракурсов одну и ту же посудину, демонстрируя „мощь“.
Мы не можем серийно выпускать большие партии современных самолетов? Но ремонт и модернизация уже существующих машин требует существенно меньших трудозатрат, и может проводиться на опытно-конструкторских производствах при ОКБ, в том числе и силами конструкторов и разработчиков, чья квалификация пока еще не вызывает сомнения. Значит, нужно проводить масштабную модернизацию машин, уже находящихся в войсках — плюс в серьезных масштабах производить выкуп авиационной техники, ранее поставленной зарубежным странам, которые больше не нуждаются в ней, скажем, восточноевропейские страны НАТО или бывшие советские республики. Эту технику нужно выкупать, ремонтировать, модернизировать и поставлять в войска. И на этом процессе проводить подготовку и переподготовку технических кадров для будущего крупносерийного производства.
Нужно создавать новые производства на базе близких по профилю, скажем, предприятий по ремонту и обслуживанию военно-морской техники в промышленной агломерации вокруг Ростова на Дону и Таганрога — взамен базы в Севастополе, которую мы однозначно уже потеряли. Надо помнить, что именно Таганрог и крепость св. Дмитрия Ростовского (будущий Ростов на Дону) создавались как база Черноморского флота, и только завоевание Крыма и строительство Севастополя изменило их предназначение. Но теперь, раз Крым потерян, надо возвращаться туда, откуда пришли, а не фантазировать насчет баз в Сирии и Абхазии или обратного завоевания Крыма. И база в Темрюке — хорошо, конечно, но там ведь голая степь да лиманы, а флоту нужно где-то жить. Почему не базировать его в спокойном Таганрогском заливе, Миусском лимане и устье Дона?
Ах, да, на этом не украдешь столько денег, сколько на новой базе на пустом месте, конечно… Но ведь в задачи ЧФ РФ теперь больше не входит захват Босфора и Дарданелл? Так что можно несколько изменить структуру флота, в связи с изменившимися стратегическими задачами. Ну украдите не на развале, а на новом производстве — ну хотя бы воссоздании программы экранопланов на базе Бериевского авиазавода в Таганроге. Да мало ли… Проройте обводной канал через Таманский полуостров, чтобы не зависеть от Украины в использовании Керченского пролива. Хоть в этом будете похожи на Сталина…
Но для этого всего нужны по-другому устроенные мозги. Не на деньги считать, а на запросы и их исполнение, в единицах, тонно-часах, человеко-днях. Не 50 миллиардами долларов отчитываться за оборону страны, а дивизиями истребителей и соединениями подводных лодок, „большими батальонами“, как говаривал некий Наполеон Бонапарт, говорят, неплохо понимавший в военном деле.