Как и следовало ожидать, саммит 20 ведущих государств мира в Вашингтоне ни к каким результатам не привел. Участники договорились только о создании постоянно действующего Форума Финансовой стабильности – новой площадки для переговоров по международным финансовым вопросам. Прозвучавшая на форуме идея разработать новые правила для регулирования финансовых рынков и расчета рисков сама по себе хороша. Однако эти правила наверняка будут иметь лишь рекомендательный характер, и трудно представить себе, каким образом можно будет заставить ведущие страны мира следовать им.
К кризису через ипотеку
Причины нынешнего мирового финансово-экономического кризиса лежат в крахе американской системы ипотечного кредитования. Этот крах произошел из-за принятых в период президентства Клинтона законов, упрощавших условия ипотечного кредитования. В результате ипотечные кредиты смогли получать едва ли не все, в том числе безработные и люди с низкими доходами, объективно не имевшие возможностей вернуть кредит. Американская ипотечная система представляла собой гигантскую пирамиду. Мыльный пузырь должен был лопнуть, когда подошел срок основных выплат по кредитам, выданным во времена Клинтона и позднее. Крах произошел в первой половине 2007 года, но из-за выборной кампании американская администрация с опозданием приняла меры по спасению финансовой системы, надеясь, что кризис удастся оттянуть на послевыборный период. А в результате получилось так, что кризис похоронил шансы Маккейна на президентство.
Поскольку ипотечные компании в США являются крупнейшими инвесторами, их крах заставил биржевые показатели пойти вниз. Вдруг оказалось, что «мыльными пузырями» были не только ипотечные компании, но и многие инвестиционные фонды. Практически парализованной оказалась система кредитования, особенно краткосрочного. В результате банки перестали кредитовать реальный сектор экономики и потребителей. Это ведет к падению как производства, так и потребления.
В Америке созрело понимание того, что необходимо коренным образом менять финансовую систему стран. И как следствие, коренным образом реформировать мировую финансовую систему. Однако пока что нет ясного понимания того, в каком направлении и как надо будет осуществлять реформы. Положение усугубляется тем, что в Америке сейчас происходит смена администраций. По-настоящему выбираться из кризиса можно будет начать только с конца января, когда команда Обамы возьмет в свои руки бразды правления. Пока же сохраняется неопределенность насчет того, какие меры будет предпринимать новая администрация для ликвидации кризиса, и какими будут ключевые назначения в финансово-экономическом блоке. Пока на эти вопросы не будут даны ясные ответы, американские и мировые фондовые рынки не успокоятся.
Универсальных рецептов нет
План министра финансов США Генри Полсона, предусматривающий инвестирование 700 млрд. долларов государственных средств в финансовую систему, сейчас направлен на спасение оставшихся на плаву банков, чтобы они как можно скорее возобновили в полном объеме финансово-кредитные операции. По оценкам, выбраться из кризиса американской финансовой системе, а вслед за ней и экономике удастся не ранее чем через полгода.
Как бы то ни было, но последствия кризиса нарастают. Очевидно, что по Евросоюзу он ударит сильнее, чем по США, и в большей мере по развивающимся странам, включая Россию, чем по Евросоюзу. И каждая страна стремится выйти из кризиса по-своему. Китай, например, пробует сделать ставку на ускоренное развитие внутреннего потребления. Однако это, во-первых, требует времени, во-вторых, не приносит дополнительных доходов в свободно конвертируемой валюте, в-третьих, будет способствовать удорожанию китайских товаров на внешних рынках, что понизит их конкурентоспособность. А японские и американские компании, пользуясь ростом курса своих валют и падением основных фондовых индексов, скупают дешевеющие активы. Одни страны, в том числе Китай, снижают учетные ставки своих Центробанков, другие, в том числе Россия, наоборот, повышают.
США выступают за использование рыночных механизмов в преодолении кризиса, тогда как европейские страны и Россия считают необходимым усиление государственного регулирования финансовой сферы. Универсальных способов борьбы с кризисом нет, и тем более нет шансов зафиксировать какую-то единую и обязательную для всех стран программу борьбы с кризисом на международном уровне.
Борьба братских народов
Экономика Украины зависит от экономик как Евросоюза, так и России. Однако ее структура отличается гораздо меньшей степенью огосударствления, чем в России. Это может сыграть как положительную, так и отрицательную роль для выхода из кризиса, в зависимости от того, как он будет развиваться, и какие меры будут предприниматься правительствами для выхода из него.
Сегодня нельзя сказать, выйдет ли Украина из кризиса раньше России или позже, и вообще, какие страны легче перенесут кризис, авторитарные или демократические. Можно лишь предположить, что тяжелее всего придется странам – производителям энергоресурсов и сырья, а среди этих стран как раз и преобладают авторитарные режимы.
Преодоление мирового финансового и экономического кризиса возможно после того, как нормализуется финансовая система США, а за ней, последовательно, – в Евросоюзе, Японии и в остальном мире. Пока что финансы по-прежнему лихорадит.