Экономика Эстонии переживает не лучшие времена — кризис дает о себе знать во всех отраслях. Бюджет подвергся секвестру, инвестиции снижаются. Даже парламентарии были вынуждены принять закон о замораживании собственной заработной платы.
После истории с переносом Бронзового солдата Россия заморозила практически все торговые контакты с Эстонией. На днях эстонские политики при помощи своих коллег из Европейской комиссии попытались убедить журналистов в том, что отношения с Россией практически не влияют на экономику Эстонии. Звучало это не очень убедительно.
Российско-эстонские экономические отношения (как, впрочем, и политические) всегда складывались непросто. До вступления Эстонии в Евросоюз в мае 2004 года прямых торговых контактов между странами не было, так как Россия применяла к эстонским импортерам двойные таможенные тарифы. Поэтому все сводилось к транзиту через прибалтийские порты российских нефтепродуктов. А поскольку этот способ перевозки обходится дороже, чем транспортировка по нефтепроводам, то и объемы транзита были небольшими. В 90-х годах прошлого века Эстонии пришлось переориентировать свою торговлю на Запад, и в результате на огромный российский рынок эстонские товары поступали через третьи страны. Это было дорого и неудобно.
Некоторые позитивные изменения произошли после вступления Эстонии в ЕС. Россия была вынуждена отменить двойные тарифы, и торговля между странами несколько активизировалась. Таллинский порт был реконструирован под российские грузы, также был построен порт в Силламяэ (недалеко от Нарвы).
Новый спад в отношениях произошел после печально известных событий апреля 2007 года, когда в Таллине с площади Тынисмяги на воинское кладбище был перенесен памятник Воину-освободителю. Россия свела к минимуму все экономические контакты с Эстонией. Порты фактически простаивают в отсутствие грузов. По словам высокопоставленного эстонского чиновника, после «бронзовой ночи» транзит между странами сократился на 40%, туристов из России стало значительно меньше.
Однако эстонские власти считают, что эти факторы не повлияли на экономическое положение Эстонии, так как после вступления в ЕС в страну хлынул поток туристов из Западной Европы, а эстонские товары стали свободно поступать на рынки всех европейских стран.
Однако сейчас эстонскую экономику серьезно лихорадит. 2 декабря Европейская комиссия приостановила рассмотрение ходатайств о выплате средств Эстонии. Это плохая новость для Таллина. В 2008 году властям уже пришлось секвестировать госбюджет на 7 млрд крон. «Госбюджет Эстонии в нынешнем году составляет 100 млрд крон ($9 млрд) из них 10% приходят из бюджета ЕС», — пояснил депутат рийгикогу (парламент Эстонии) Ханнес Румм. При этом деньги Брюсселя идут на дотации фермерам и важные инфраструктурные проекты. «Средства на строительство дорог аккумулируются следующим образом: 75% дает ЕС, а 25% бюджет Эстонии», — пояснил Румм. На прошедшей неделе он был уверен, что получению Эстонией средств от ЕС ничего не угрожает, даже несмотря на глобальный кризис. Оказалось, что это не так.
Если с нынешним бюджетом все более-менее понятно, то дебаты вокруг проекта главного финансового документа на 2009 год в рийгикогу продолжаются уже почти 2 месяца. Параметры будущего бюджета таковы: доходы — 97,8 млрд крон, расходы — 98,7 млрд крон, дефицит — 0,9 млрд крон. При этом правительство сверстало бюджет исходя из позитивного прогноза роста ВВП в 2,6%, который дало министерство финансов. Согласно же прогнозу Банка Эстонии, обнародованному уже после внесения бюджета в парламент, в 2009 году ВВП страны, наоборот, снизится на 2,1%. Депутаты от оппозиционных партий призвали правительство отозвать проект бюджета и переделать его в соответствии с прогнозом Банка Эстонии, но этого сделано не было. Парламентарии считают, что правительство просто не может сверстать бюджет с учетом негативного прогноза — для этого нужно урезать расходы как минимум еще на 2,5 млрд крон.
Потери от падения доходов в туристической сфере и сокращения поставок товаров, обусловленные как общемировой тенденцией, так и с сложными взаимоотношениями с Россией, вообще никто всерьез не считал. Если последствия экономического кризиса ЕС и, как следствие, снижение покупательской способности пока сложно просчитать, то цена плохих отношений с восточным соседом для Эстонии стала вполне осязаема уже в этом году. По словам Ханнеса Румма, из-за сокращения российского транзита страна потеряет в 2008 году 3 млрд крон. При этом если бы Таллин пошел навстречу Москве, секвестр бюджета удалось бы свести к четырем млрд крон вместо семи, а также частично покрыть дефицит бюджета 2009 года.
Опыт соседней Латвии показывает, что выстраивание нормальных политических отношений с Россией приносит много бонусов экономике. Отказавшись от территориальных претензий в 2007 году, Рига продемонстрировала чисто прагматический подход и подписала договор о границе без спорных исторических деклараций. После этого в порты Латвии пришли российские грузы, а латвийские шпроты продаются во всех уголках России. Эстония пока не спешит воспользоваться этим опытом.