В конце 2008 года в деловых кругах поползли зловещие слухи, распространившиеся затем среди широкой общественности через ленты информагенств: из-за мирового финансового кризиса еврозону в ближайшей перспективе ждет распад. Что и говорить, за последний год рухнуло многое из того, что прежде казалось незыблемым. Но со спекуляциями на распаде еврозоны пока что торопиться не стоит – достаточно просто посмотреть, чем чревато это событие для ее стран-участников.
Для начала небольшая справка. Еврозона – это валютный союз, членами которого являются европейские страны, имеющие официальной валютой евро. Денежно-кредитной политикой стран руководит Европейский Центральный Банк. Государства еврозоны имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Возникнув в 1999 году, на сегодняшний день еврозона объединяет 16 стран: Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Португалию, Словакию, Словению, Финляндию и Францию.
Начнем с того, что в еврозоне совсем не все было замечательно и до мирового финансового кризиса. В далеком ныне 2004 году только за январь месяц, например, отток капитала из еврозоны (с учетом оттока как прямых, так и портфельных инвестиций) составил 22,4 млрд. евро. Эта цифра более чем вдвое превысила аналогичный показатель за декабрь 2003 года (тогда отток составил 9,8 млрд. евро). Между прочим, в России за весь прошедший 2008 год (уже с учетом влияния кризиса, заметьте) отток капитала составил примерно 130 млрд. долларов, а за январь-февраль – порядка 20 млрд. долларов. Как видим, дело с оттоком капитала для еврозоны выглядело тогда довольно неутешительным. И уже вскоре – в 2005 году, задолго до кризиса – заговорили о возможности выхода отдельных стран из еврозоны. Специалисты из банка HSBC заявили, что сильнее всего от валютной политики союза страдают Италия, Германия и Нидерланды, которые в связи с этим «могут подумать о выходе». Однако член совета управляющих ЕЦБ и глава Банка Бельгии Ги Кваден рассеял все сомнения, заявив, что о том, «распад зоны евро — в чистом виде научная фантастика». И г-н Кваден знал, что говорил: правила, установленные в валютном союзе, не предусматривают выход страны из него. Если та или иная страна покидает еврозону — она сразу столкнется с более высокими процентными ставками, чем установленные внутри зоны. Поэтому отказ от евро никоим образом не может быть выгоден стране-участнику еврозоны.
Отметим, что еще тогда большинство дилеров валютного рынка исключали возможность выхода какой-либо страны из зоны евро. Этого и не случилось.
Прошло еще три года, ударил кризис и тему распада еврозоны вновь подняли «на щит». Повод нашли удачный: согласно опубликованным недавно прогнозам Еврокомиссии, в 2009 году ожидается снижение ВВП стран еврозоны на 1,9%. Кроме этого, на рынке государственных ценных бумаг своего пика достигла разница между ценными бумагами Германии и облигациями таких стран, как Греция, Ирландия, Португалия и Испания, у которых высокий уровень бюджетного дефицита. Обстоятельства, конечно, не самые радужные. Но еврокомиссар по экономике Хоаким Альмуния заявил, что дисбаланс процентных ставок, образованных в соответствии с разной степенью риска (в зависимости от уровня бюджетного дефицита) – нормальное явление для рынка, который учитывает эту разницу рисков. А потому в возможность распада еврозоны г-н Альмуния не верит.
Проблема заключается в том, что в рамках еврозоны проводится единая монетарная политика. А при существенной разнице процентных ставок (например, для той же Германии и Греции, Ирландии, Испании) правительству каждой из стран, по оценкам экспертов, в борьбе с последствиями рецессии неизбежно придется рассчитывать только на свои силы. В итоге объем обязательств может оказаться слишком большим, и некоторые страны могут покинуть еврозону.
Однако каждую страну, которая решит покинуть зону евро, ждет для начала крах своей банковской системы – потому что население тут же побежит снимать деньги со своих депозитов, номинированных в евро. Выполнить все обязательства банки просто не смогут, а правительству помочь им не удастся – свободных денег не будет (и так бюджетный дефицит налицо). Итог будет один – социальный протест и дестабилизация политической ситуации в стране.
Есть и второй момент. Отказ от евро приведет, скорее всего, и к выходу (точнее, к исключению) страны из Евросоюза – обычный защитный механизм организации, тут ничего необыкновенного. А это немедленно выльется в рост пошлин на все экспортируемые этой страной товары. В сочетании с кризисом банковской системы экономику ждет просто крах.
Таким образом, выгоды сохранения еврозоны явно «превышают его невыгоды» для каждого участника, но в особенности – для тех стран, которым приходится сталкиваться с дефицитом своего бюджета. Выход из зоны для них смерти подобен; а потому, как бы ни спекулировали те или иные заинтересованные лица на слухах о грядущем распаде еврозоны – этого не произойдет.