Главная » Финансы » Девальвация по-славянски, или А виноват ли Стельмах?

Девальвация по-славянски, или А виноват ли Стельмах?

2 января 2009 года белорусов ждал “приятный” новогодний подарок от власти: Национальный банк девальвировал белорусский рубль на 20%. Более увесистый сюрприз в виде 50%-го ослабления гривны преподнес украинцам в прошлом году родной НБУ. Вслед за братскими республиками бывшего СССР девальвировать свою валюту решили и в России…

“Бацька” сказал — НББ сделал

Все показатели, заложенные в Основных направлениях денежно-кредитной политики Беларуси на 2008 год, успешно выполнены. Об этом президенту страны Александру Лукашенко доложил 12 января председатель правления Нацбанка Беларуси (НББ) Петр Прокопович. В частности, рост ВВП за год составил 110%, инвестиций — 123,1%, объем банковских кредитов увеличился в полтора раза, девальвация рубля составила всего 2,3%. Правда, такое “экономическое чудо” было достигнуто за счет “значительного использования внешнего кредитования и своих золотовалютных резервов”.

По данным НББ, внешний долг Беларуси по состоянию на январь-сентябрь 2008 года составил 14,557 млрд долл. (аналогичный период 2007 года — только 9,624 млрд долл.), что составило почти 26% всего ВВП страны. Золотовалютные резервы только за декабрь 2008 года сократились на 582,6 млн долл. (15,4%) и по состоянию на 1 января 2009 года составили 3,192 млрд долл. против 4, 182 млрд долл. на 1 января 2008 года (по итогам января-июля 2008 года они вырослди на 442 млн долл. (10,6%)).

“Беларусь — экспорт-ориентированная страна. При этом практически вся продукция идет в соседнюю Россию. Но с наступлением финансового кризиса, где-то с начала осени, показатели экспорта начали катастрофически падать, — сообщает интернет-газете Сергей Белов, директор компании IBC Group Сonsulting. — В этом положении сдерживание курса национальной валюты за счет увеличения внешнего долга и сокращения золотовалютных резервов страны привело бы Беларусь к дефолту”.

Именно поэтому в Минске были вынуждены просить у МВФ кредит в размере 3 млрд долл. Одним из условий получения денег стало требование фонда девальвировать национальную валюту на 20%. “Это тот случай, когда стране не остается ничего другого, как принимать своевременные, хотя и непопулярные, меры, которые бы максимально стимулировали развитие экономики, экспортеров, производителей. С этой точки зрения наиболее эффективной была разовая девальвация. Что касается ее объема, то здесь у НББ разногласий с МВФ не было”, — заявил Прокопович.

Девальвация по Путину

В России ситуация похожая: экономика страны во многом зависит от стоимости энергоносителей. Из-за резкого снижения средней цены барреля нефти с 110 долл в третьем квартале 2008 года до 55 долл в четвертом показатели экспорта упали с 135 млрд долл. до 95 млрд долл. Если ее стоимость в 40 долл за баррель сохранится на протяжении всего 2009 года, то объем российского экспорта составит только 70 млрд долл. а сальдо торгового баланса страны из плюса станет нулевым или уйдет в минус. “Проведенная в декабре шестипроцентная девальвация рубля несколько замедлила темпы импорта, но не смогла предотвратить вывод капитала. В 2008 году этот показатель составил 130 млрд долл. Причем большинство денег было выведено в четвертом квартале, то есть с наступлением кризиса. Тогда как по итогам трех кварталов в России наблюдалась положительная тенденция поступления иностранных денег — порядка 600 млн долл.”, — отмечает Белов.

В 2009 году продолжится отток капитала, который, по разным оценкам, составит 160-180 млрд долл. Кроме того, российским компаниям придется выплатить около 100 млрд долл. по внешним обязательствам.

По данным Банка России, международные резервы страны по состоянию на 21 января 2009 года составляют 427 млрд долл. и являются как финансовым, так и психологическим стабилизатором экономики.

В то же время, согласно данным российских экономистов, при стоимости нефти 40 долл за баррель курс рубля относительно американского доллара должен составлять 36-37 руб. за 1 долл. (по состоянию на 21.01.2009 этот показатель составляет 32 рубля). Таким образом, если государство и дальше будет искусственно сдерживать курс рубля, тратя на это золотовалютные запасы, то у него может не хватить резервов для одновременного сдерживания давления на национальную валюту и при этом выплачивания внешних долгов.

В такой ситуации премьер-министр страны Владимир Путин пошел на девальвацию рубля, хотя еще в декабре 2008 года обещал, что не допустит подобного сценария. “Несмотря на действительно резкое падение цен на российские экспортные товары, мы, опираясь на имеющиеся золотовалютные резервы, не стали резко менять курс национальной валюты, — объяснил российский премьер. — С экономической точки зрения резкая девальвация, вероятно, принесла бы пользу, и провести ее советовали многие эксперты, но из социальных соображений мы предпочли тратить определенную часть золотовалютных резервов и позволить… гражданам спокойно взять свои деньги из одного банка, вложить в другой, поменять на другую валюту”.

“Здесь очень простая математика”, — пояснил свою позицию Путин. “Цены на традиционные товары упали, приток валюты в страну уменьшился, а легальный отток, связанный с приобретением товаров экономикой, да и гражданами, в связи с большим объемом импорта не уменьшился, — пояснил премьер-министр. — Уменьшить этот отток можно несколькими способами. Один из них — сделать иностранную валюту более дорогой и понизить курс национальной валюты”.

Девальвация по Стельмаху: сэкономить в 2008…

Украина выбрала свой путь девальвации национальной валюты. Для начала весной 2008 года Нацбанк обвалил курс доллара, укрепив национальную валюту на 10-15%. Потом так же внезапно ее девальвировал, оставив не у дел многих владельцев гривневых вкладов и валютных кредитов.

Украинские эксперты признают, что осенью у Нацбанка просто не было выбора или, проще говоря, — от него уже ничего не зависело. “По сути, из-за ограниченности золотовалютных запасов осенью НБУ не смог сдерживать события. Катастрофический дефицит текущего баланса, массовый отток капитала и чрезмерно широкий спрос на валюту среди населения привели к девальвации гривны”, — поясняет интернет-газете Андрей Пархоменко, аналитик ИК Concorde Capital.

“Девальвация гривны была и есть экономически обоснованной”, — соглашается с коллегой Андрей Нестерук, аналитик ИК Phoenix Capital. Реальный курс гривны рос по отношению к доллару с 2000-го до первой половины 2008 года. Но рост цен в Украине был намного более стремительным, чем в США и в целом по миру, а номинальный курс даже повышался с 5,45 грн./долл. до 4,85 грн./долл., говорит эксперт интернет-газете. “Такая переоцененность гривны привела к тому, что Украина стала экспортировать меньше, чем импортировать. По нашим расчетам, в 2008 году торговый дефицит составил 17,5 млрд долл., или 11% ВВП. Ранее он перекрывался притоком капитала в страну, однако после начала мирового финансового кризиса приток капитала иссяк. Более того, начиная с сентября 2008-го Украина должна выплачивать по внешним обязательствам значительно больше, чем получает новых кредитов. Такой отток иностранной валюты из страны увеличил спрос на нее и закономерно девальвировал гривну. НБУ в этой ситуации мог лишь сгладить девальвацию, что он зачастую успешно и делал”, — объясняет он.

Солидарен с коллегами и Владимир Габриелян, аналитик Foyil Securities. “В нашем ВВП экспорт составляет около 40-45%, и в ситуации, когда его объемы падают из-за отсутствия спроса на продукцию на мировых рынках, а также невозможности поддержать внутренний спрос, возможным способом поддержки экспортеров является удешевление национальной валюты. Так и произошло”, — отмечает он интернет-газете.

Из-за такой политики отрицательное сальдо текущего баланса в ноябре несколько сократилось по сравнению с октябрем и в целом по состоянию на январь-ноябрь 2008 года составляло 11,7 млрд долл. (6,7% от ВВП). При этом за счет первого транша МВФ резервы НБУ на 1.12.2008-го достигли 32,7 млрд долл.

… чтобы потратить в 2009?

Эти резервы выручат Украину в 2009 году и спасут ее от дефолта, уверен Белов. Согласно требованию МВФ, дефицит счета текущих операций в этом году должен составить всего 2% от ВВП, или около 4 млрд долл., добавляет экономист. Кроме того, Украине придется выплатить 33 млрд долл. по внешним заимствованиям. Основной пик выплат припадает на лето 2009 года, когда возможен еще один этап девальвации гривны.

“Пока все в руках Нацбанка. Если он и дальше продолжит интервенции, то курс останется прежним и после отъезда из Украины миссии МВФ, которая в настоящее время в Киеве занимается вопросом выделения нам второго транша из 16,5 млрд долл. Если нет — в начале февраля гривна продолжит свое падение”, — утверждает он.

Цена на газ также может повлиять на курс национальной валюты. “Переговорные детали до конца пока не ясны. Учитывая, что в первом квартале его стоимость на границе должна составлять 360 долл, правительство изучает возможность использования голубого топлива из внутренних хранилищ, — рассуждает Габриелян. — Таким образом, “Нафтогаз” может вовсе не выходить на рынок, тем самым исключается момент скачкообразного спроса на валюту с его стороны уже в первом квартале. Для влияния на рынок компаний, использующих газ, необходимо знать надбавку “Нафтогаза” и, соответственно, цену для конечного потребителя. Ее же пока нет”.

“Цена газа в 230-250 долл за 1 тыс. куб. метров — это, в принципе, ожидаемый диапазон, поэтому существенного давления на курс гривны платежи за импортируемый газ оказывать не должны, если, конечно, мировая конъюнктура рынка металлов не будет ухудшаться в дальнейшем”, — заявила интернет-газете Ирина Пионтковская, экономист ИК “Тройка Диалог Украина”. С ней соглашается и Пархоменко, котрый считает, что газовая составляющая пока незначительно девальвирует гривну. “Мы ожидаем 8-8,20 грн. за 1 долл “, — прогнозирует он.

В Phoenix Capital, наоборот, уверены, что высокая цена газа в первом квартале 2009 года приведет к более стремительной девальвации гривны к прогнозным уровням. И называют пик ее обесценивания — май-июль 2009 года. Именно в это время курс может достигнуть 15 грн./долл., после чего гривна начнет укрепляться до долгосрочного уровня 12 грн./долл., резюмирует Нестерук.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.