Главная » Финансы » Украина. Мышеловка от МВФ

Украина. Мышеловка от МВФ

Но уже сейчас раздаются голоса о том, что сотрудничество с фондом только усугубляет и до того непростое экономическое положение Украины.

В частности, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года, бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц предупреждает, что кредиты МВФ подавляют экономики тех же стран, которым фонд старается помочь. По его словам, процентные ставки по кредитам являются весьма высокими, а монетарная политика, продиктованная МВФ кризисным странам, противоречит той финансовой политике, ориентированной на экономический рост, которая принята в Великобритании и Франции. «Деньги на таких условиях, очевидно, ослабят экономику и сделают, в конце концов, более сложным возвращение денег», — заявил Стиглиц.

Справедливости ради отметим, что 65-летний профессор Колумбийского университета Стиглиц широко известен своей критикой в адрес МВФ. Поэтому его слова можно расценивать и как очередную порцию негатива, как говорится, «по случаю».

В связи с этим сделаем небольшой экскурс в историю, связанный с деятельностью МВФ. Фонд был создан 27 декабря 1945 года, а свою деятельность начал 1 марта 1947-го. Сегодня организация объединяет 185 государств. За свою «жизнь» МВФ неоднократно подвергался критике, суть которой заключается в том, что фонд своими действиями в отношении развивающихся стран только «привязывал» их экономики к международным финансовым потокам, но нисколько не заботился об их укреплении.

Правда, МВФ никогда этого и не скрывал. Основными целями фонда являются:
1) способствование международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;
2) содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
3) обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченных отношений валютной области среди государств-членов и недопущение обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;
4) оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
5) предоставление временно государствам-членам средства в иностранной валюте, позволяющие исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

Как видно, заботы об «отечественных экономиках» или «отечественном производителе» среди целей фонда нет. Наоборот — международная торговля, равенство всех перед всеми — так сказать, «ничего личного».

Между тем, за МВФ тянется «черный шлейф» обанкротившихся национальных экономик. Руанда, Сомали, Мексика, Аргентина — далеко не полный список стран, взявших кредит в фонде и выполнявших его рекомендации. Как следствие — в лучшем случае развал собственной экономики (Аргентина, Мексика), в худшем — гражданская война (Руанда, Сомали). Конечно, в том, что случилось с этими государствами, глупо обвинять лишь МВФ. Большая доля вины лежит и на их правительствах. Но факт остается фактом.

В то же время получение Украиной первого транша кредита МВФ и само желание фонда открыть Киеву кредитную линию на $16,4 млрд. сыграло положительную роль финансовой и валютно-курсовой стабилизации в стране в краткосрочном промежутке. Риски здесь в другом. В обмен на деньги мы подписали с МВФ Меморандум, в котором взяли на себя обязательства уменьшить бюджетные расходы, усилить монетарную политику и либерализовать валютный рынок. Все эти меры стабилизируют экономику в краткосрочном периоде, а в долгосрочном — национальная экономика будет нуждаться в длительном вытягивании ее из кризиса. В частности, внимание фонда к инфляции только со стороны ее денежной составляющей (запрет печатать в год более 11% от всей денежной массы) и игнорирование других факторов приведет к остановке кредитования и, как следствие, экономическая и инвестиционная активность будет стремиться к нулю.

В этом ракурсе вопрос с выделением второго транша приобретает иной смысл. Свою психологическую роль он уже сыграл. По словам Секретариата президента, экономика страны нормально переживет и отказ от средств второго транша. Поэтому целесообразнее было бы отойти от исполнения рекомендаций экспертов МВФ — благо, такая возможность прописана в Меморандуме.

Вопрос в другом: готова ли сегодня украинская власть отказаться от денег, которые сами плывут в руки, и произвести непопулярные реформы, направленные на поддержку отечественного производителя?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...