Всемирный экономический форум открылся выступлениями премьер-министров Китая и России. Они указали на виновников кризиса с США во главе, и предложили свои пути выхода из него.
Это будет 8%. Цифра, которую больше всего жаждали услышать с начала этого года, прозвучала наконец из уст премьер-министра Китая Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) на открытии экономического форума в Давосе, куда он прибыл после рабочего визита в Берн в рамках своего турне по многим столицам Европы.
Экономический рост Китая в 2009 году составит 8 процентов, в то время как в последнем квартале 2008 года он равнялся всего 6,8%, цифра, которая вызывала опасения, что последний двигатель мировой экономики начал роковым образом снижать обороты. Эти 8% — верхний предел вилки, который эксперты с надеждой озвучивали, но сами не очень-то этому верили. Эта цель, по мнению Вэнь Цзябао, «необходимая и достижимая», даже если для этого потребуются «мощные усилия». Однако первые признаки оживления проявились в январе с ростом потребления домашних хозяйств.
А значит, уверенность. Амбициозности задач соответствовал и посыл, содержащийся в речи премьер-министра, который восхвалял здоровье финансовой системы Китая и подробно перечислил меры, принятые его правительством после начала финансового кризиса. Структурные реформы, план экономического возрождения, социальные программы — Китай начал бороться с симптомами кризиса и с его глубинными причинами, заверил Вэнь Цзябао. Однако этот длинный перечень, озвученный китайским премьером перед 2500 участниками Давосского форума, также является уроком миру, погруженному в кризис, и миру, породившему этот кризис. По мнению Вэнь Цзябао, кризис был вызван «ненадлежащей макроэкономической политикой», проводимой странами, которые слишком много потребляли и недостаточно экономили, странами, которые не обеспечили должный контроль над своими финансовыми рынками, странами, чьи рейтинговые агентства плохо справились с возложенными на них функциями. Из речи Вэнь Цзябао явственно следовало: виновными за хаос являются Соединенные Штаты. Зато Китай, благодаря своей «активной и ответственной» политике будет способствовать «экономическому росту и стабильности в мире».
Несколько часов спустя на официальном открытии Форума премьер-министр России Владимир Путин дал несколько отличный анализ причин, вызвавших кризис. «Последние месяцы практически любое выступление на тему кризиса начинается с развернутой критики того, что происходило в Соединенных Штатах. Я не намерен сейчас углубляться в эту тему», — заявил он. По вполне понятным причинам, поскольку, по мнению Путина, Китай и США составляют пару, ответственную за дисбаланс, создав систему, «в которой один центр практически без ограничений и бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги».
Какой разительный контраст между невозмутимостью Вэнь Цзябао и напряженностью Владимира Путина, структурированной речью первого и несколько отрывистым выступлением второго. Однако оба лидера сходятся в оценке грозящей опасности: протекционизма (Вэнь Цзябао) и изоляционизма (Владимир Путин). Они призывают соблюдать «чувство меры», красноречивый знак того, что существует опасность его исчезновения под давлением масштабных трудностей.
Каждый из лидеров предлагает свой список решений, среди которых, естественно, присутствуют усиление регулирования и контроля в мировой финансовой системе, новые платформы международного сотрудничества и перераспределение прав в пользу развивающихся экономик. Владимир Путин кроме того настоятельно предостерег западные страны, вынужденные оказывать государственную помощь своей терпящей крах финансовой системе, отметив, что нужно остерегаться «чрезмерного вмешательства в экономическую жизнь со стороны государств, слепой веры во всемогущество государства». Напомнив, как дорого заплатила его страна за ту абсолютную роль, которую государство играло в экономике во времена СССР, он с сожалением отметил, «что на протяжении последних месяцев происходит размывание духа предпринимательства». По залу, полному «лидеров бизнеса», прошла дрожь: шесть месяцев назад подобное выступление невозможно было даже представить себе.
Схожими по смыслу были и две пословицы, прозвучавшие из уст Вэнь Цзябао и Владимира Путина. «Только упав с дерева, можно научиться ходить», — сказал китайский премьер. А российский заявил: «Дорогу осилит идущий». Значит, кризис — это также источник возможностей. Каждый выражает надежду, что в новом посткризисном мире будут с большим уважением относится к экологии и новым возможностям, но ни один не обрисовывает контуры этого мира.
Владимир Путин выступил с предложением о создании мировой системы энергетической безопасности, в которую были бы включены все участники сети, чтобы должно позволить разработать новую договорно-правовую базу, позволяющую избежать недавно пережитых кризисов и стабилизировать цены. Это «могло бы сыграть экономическую роль, сравнимую с эффектом от заключения Договора об учреждении европейского объединения угля и стали», предтечи Европейского Сообщества. Путин призывает к снижению зависимости от доллара и улучшению контроля над критериями эмиссии главной резервной валюты.
А что же президент Барак Обама? Его нет в Давосе, но он знает, что Владимир Путин с радостью будет с ним сотрудничать: в то время, как российский премьер выступал в Давосе, Россия объявила об отказе от размещения ракет в Калининграде — в знак приветствия изменения курса новой американской администрации. Вэнь Цзябао, со своей стороны, в более сдержанной манере отметил, что «поддержание хороших отношений между Китаем и США отвечает интересам всего мира». Короче говоря, впереди предстоит много работы.