МВФ может выделить Украине 3-4 миллиардов долларов уже в августе. Но это при условии, что Международный валютный фонд в этом месяце рассмотрит вопрос предоставления нашей стране этого транша. Об этом заявил министр финансов Александр Данилюк.
При этом он подчеркнул, что если руководство МВФ и не рассмотрит вопрос в июле, оно все равно вернется к нему в августе, и к концу года Украина все равно получит деньги. Также, по словам министра, МВФ и Киев уже согласовали большинство позиций, осталось только уладить технические вопросы.
Действительно ли Украине нужен очередной кредит МВФ, и сколько рядовой украинец заплатит за него, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
Как оцениваете это заявление Александра Данилюка, действительно Украина может получить очередной транш уже в августе этого года?
– Подобные заявления я неоднократно слышал в течение года. Сначала от предшественницы Данилюка, Яресько, теперь от него. Ну, пока слышу. Если зайти на сайт МВФ, можно посмотреть, что в этом месяце никаких заседаний совета директоров, по крайней мере, по анонсам нет. Поэтому, что будут обсуждать в МВФ в этом месяце, мне сложно сказать, поскольку проверить слова министра не представляется возможным.
Может быть, это какая-то тайная информация, как и меморандум с МВФ – скрывают все его детали и тонкости? Так и тут, о том, что будет заседание совета директоров – тоже непубличная информация.
– Наше правительство может что-то скрывать. А вот в отношении того, что МВФ скрывает заседания. Зачем? Это публичная информация. Заседание рассматривает вопросы, касающиеся не только и не столько Украины, Украина для них – это всего лишь один из вопросов повестки дня. Поэтому если бы что-то подобное было, то этот анонс, скорее всего, он бы был на сайте.
То, что в августе мы получим транш, об этом говорит Данилюк, но все же, у нас сроки горят? Мы нуждаемся серьезно в этих деньгах до конца лета или можем еще подождать?
– Кредит МВФ никогда Украине не был нужен вообще. Кредит МВФ всегда использовался для двух целей – политической и экономической. Политическая цель – это купить еще несколько месяцев жизни действующего правительства, а экономическая цель – это перевести частные долги в государственные.
Для всех инвесторов всего мира начало работы правительства с МВФ – это самый четкий маркер того, что правительство довело ситуацию в своей стране до крайне кризисной, ничего не может сделать уже со сложившейся ситуацией и вышло уже с протянутой рукой к МВФ как раз для решения первой политической задачи – купить несколько месяцев жизни.
Следовательно, из такой страны нужно как можно быстрее вытаскивать свои вложения. И тут в поддержку – вторая цель, перевод частных долгов в государственные, там образом, те люди, которые сюда вложили деньги, имеют возможность их вывести из страны. Вот что такое кредиты МВФ.
А почему в правительстве, наоборот, говорят, что сотрудничество с МВФ – лишь знак нашим партнерам, западным инвесторам о том, что с Украиной можно работать, в Украину можно вкладывать?
– Почему мошенник вешает лапшу на уши тем, кого он пытается обмануть? Работа у него такая. Он таким образом деньги зарабатывает.
По словам главы Минфина, уже согласовали большинство позиций по сотрудничеству для получения следующего транша, осталось только уладить технические вопросы. Много слухов ходит об условиях меморандума. Что, вы считаете, там на самом деле есть?
– Пока я не увижу текст меморандума, что там есть, можно гадать, сколько угодно. То есть, мы слышим только заявления. Документа нет.
Только правительство знает, НБУ, президент о том, на каких условиях мы получаем этот транш. А этот меморандум подлежит публичной огласке?
– Вообще весь процесс переговоров должен быть публичным. Потому что это не какие-то правительственные деньги, это то, что мы с вами будем отдавать, между прочим. Поэтому все условия должны быть публичными, чтобы все граждане Украины четко знали, на каких условиях правительство берет кредиты, куда оно собирается их тратить, что мы получим в результате.
А опыт общения Украины с МВФ показывает, что абсолютно все кредиты МВФ, точнее, получение кредитов, приводило к тому, что уровень жизни населения падал, экономика схлопывалась, ситуация ухудшалась, инвесторы отсюда бежали.
Исключением можно считать первый опыт общения с МВФ Кучмы. Но это были очень небольшие деньги, они отдались – несколько сот миллионов – в течение короткого времени.
Данилюк говорит, что позиции согласовали, но осталось уладить технические вопросы. Что это могут быть за вопросы?
– На сегодняшний день есть аналогичное заявление главы МВФ Кристин Лагард, о том, что, в общем-то, все хорошо, только есть технические вопросы, которые не дают возможности предоставить кредит сейчас.
Раз представительство МВФ заявляет о том, что есть технические вопросы, и наш министр заявляет о том, что есть технические вопросы, значит, позиции не согласованы до конца. Если кто-то думает, что ситуация с кредитом улучшится, предлагаю ему сесть и посчитать, сколько он еще будет должен денег лично после получения очередных 5 млрд долларов МВФ.
Но сейчас говорят, что это 3-4 млрд. Но вы считали, сколько мы должны уже МВФ на нынешний момент?
– При нынешнем курсе доллара 4 млрд – это 100 млрд грн. В Украине сейчас живет около 40 млн человек. Делим одно на другое, получаем, если я не ошибаюсь, порядка 2,5 тыс. каждый будет еще должен.
Это только при получение этого транша? И плюс те, что мы уже получили, что было выделено от МВФ нам.
– Каждый граждан Украины – от глубоких стариков до новорожденных – после получения этого транша будет должен еще по 100 долларов по обязательствам правительства в дополнение к тому, что уже есть сейчас.
Почему в правительстве об этом не говорят, и почему эти угрозы не оцениваются?
– Возвращаясь к своему предыдущему тезису: а зачем мошеннику говорить о тех проблемах, которые ожидают облапошиваемого в случае, если он ему поверит?
К слову, заместитель председателя Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» Виталий Андреев утверждает, что в Украине в первую очередь необходимо создавать условия для внутреннего инвестирования, а не для иностранного.
Ранее Людмила Супрун в эфире радиостанции «ГС» сообщила, что беспрецедентные меры НБУ привели к фактической ликвидации инвесторов.