Тяжелым для российской экономики будет не только этот, но скорее всего и следующий год. Во всяком случае, именно из таких, довольно пессимистичных прогнозов призвал исходить президент Дмитрий Медведев, собрав в понедельник в Кремле членов правительства. Цель этой встречи он скрывать не стал — настала пора корректировать бюджет и вносить новый закон в Госдуму. Таким образом, принципиальное решение о том, что бюджетные расходы придется сокращать, похоже, принято.
О том, что дефицит бюджета в этом году неизбежен, первым, еще в конце прошлого года, заговорил министр финансов Алексей Кудрин. Эта его уверенность остается неизменной. «Показания» меняются исключительно в отношении размера предполагаемой дыры.
Первые прогнозы Кудрина были умеренны — 1 трлн рублей. Затем ставки росли. По последним данным министра финансов, дефицит может составить 6,1% ВВП, а это уже ближе к 3 трлн рублей. Пока «дырку» в случае надобности можно легко залатать при помощи Резервного фонда, где на данный момент накоплено около 5 трлн. Еще 3 трлн — в Фонде национального благосостояния, средства которого можно использовать в качестве страховки пенсионного обеспечения. Но если приведенные Медведевым пессимистичные прогнозы оправдаются, то просто латание дыр — явно не вариант. А цифра в 3 трлн — возможно, вовсе не предел.
— Мы понимаем, что кризис еще не достиг своего пика, — заявил в понедельник президент. — А значит, не следует ожидать ни существенного роста внешнего спроса на нашу продукцию, на наши товары, ни возобновления притока капитала в тех объемах, в которых мы хотели бы его получить.
Понятно, что при таком раскладе единственный выход — сокращение госрасходов. Что именно сокращать? И Минфин, и другие высокопоставленные представители экономического блока неоднократно заявляли — социальные обязательства государства в любом случае будут выполнены полностью. Это в очередной раз вчера подтвердил и Медведев, заверив, что все принятые в этой сфере решения, в том числе и последнее, касающееся повышения пенсий, непременно останутся в силе.
Где в таком случае искать резервы для экономии?
— Ряд ориентиров, которые были установлены осенью, требуют дополнительного обсуждения, — заявил Медведев и членам правительства, и возглавлявшему этот «белодомовский десант» премьеру Владимиру Путину.
По всей видимости, в числе этих «ориентиров» попадают, с точки зрения президента, и некоторые уже принятые меры по поддержанию экономики:
— Я предлагаю сегодня решить, какие траты, какой объем антикризисных расходов мы можем себе позволить для сохранения устойчивого развития в среднесрочной перспективе.
То есть господдержка к некоторым «тонущим» предприятиям может и не прийти.
Еще один ресурс для экономии — инвестиционные проекты, в том числе и инфраструктурные. «По многим проектам, где строительство не начато, не будем даже начинать», — заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Хотя объем Инвестфонда, из которого и финансируются многие проекты, и так уже сокращен — со 113 млрд до 64 млрд рублей. Так что тут много сэкономить уже не удастся.
Но в любом случае, заверил Медведев, все решения по корректировки бюджета должны быть еще раз рассмотрены в правительстве. И только после этого отправиться в Думу.