Когда вся бюджетная сфера впадает в состояние коллапса, системообразующие госмонополии балансируют на грани дефолта, а зарплаты бюджетникам и пенсии впервые за много лет может оказаться нечем выплачивать, президент и премьер вновь разошлись в оценках, куда именно вести страну. Первый фактически добивается секвестра госбюджета, что будет означать урезание даже защищенных статей (зарплаты и пенсии) — при резком повышении тарифов на газ и квартплаты для населения. Взамен Украина получит следующие транши МВФ и, возможно, сможет избежать дефолта. Премьер же утверждает, что ничего такого делать не нужно, МВФ можно уговорить, а нарастающий дефицит финансировать за счет получения кредитов напрямую у разных стран. Президенту не по нраву, что одним из таких кредиторов, возможно, выступит Россия. Гарант не исключает, что к дефолту Украину кто-то ведет умышленно.
Первая часть Марлезонского балета
Спектакль начался в минувшую пятницу, когда уполномоченный президента по международным вопросам энергобезопасности Богдан Соколовский в эфире телеканала “Интер” заявил, что “в Москву отбыла правительственная делегация для тайных переговоров с Россией”, которые должны завершиться выделением госкредита Украине на сумму 5 млрд долл.
Затем появились неофициальные сообщения из СП о том, что российская сторона выдвинула дополнительные условия предоставления кредита. В перечне якобы фигурируют: ратификация соглашения о так называемом “нулевом варианте” (подразумевается договор по разделу имущества бывшего СССР, согласно которому РФ берет на себя все долги Союза, а другие бывшие республики отказываются от претензий на имущество СССР); решение Украиной вопросов собственности бывшего СССР за границей в пользу России; решение спорных вопросов с российской собственностью в Украине; признание Украиной в качестве госдолга долгов украинских предприятий перед Внешэкономбанком СССР. Заметим, что соглашение о “нулевом варианте” по разделу собственности бывшего СССР Украина так и не ратифицировала, и споры из-за загрансобственности оставались долгие годы одной из неурегулированных российско-украинских проблем.
В Мюнхене на конференции по безопасности Тимошенко подтвердила, что украинская сторона получила положительный ответ от России о предоставлении кредита, но Кабмин “ведет дискуссию со многими странами, чтобы на правительственном уровне обеспечить необходимые кредиты для покрытия планового дефицита бюджета”. В частности, письма с просьбой о техническом кредите были направлены также США, Японии, Китаю и Евросоюзу.
9 февраля минфин РФ сообщил о начавшихся консультациях по кредиту: “Украинская сторона высказала просьбу оценить возможность предоставления Россией кредита… По просьбе Минфина России Минфин Украины предоставит дополнительную информацию о текущем состоянии украинской экономики”.
В тот же день выступили с официальными заявлениями сразу несколько чиновников президентского Секретариата. Руководитель службы социально-экономического развития СП Роман Жуковский заявляет о заинтересованности российской стороны в предоставлении Украине кредита, так как РФ “сама стоит на пороге секвестра собственного бюджета”.
Замглавы СП Андрей Кислинский считает, что правительство Тимошенко сознательно толкает Украину в долговую и экономическую кабалу: “… Россия еще до начала перечисления кредитных средств будет требовать жестких гарантий — от залога имущества до льготной продажи госпредприятий. Таким образом Россия по сути вернет себе этот кредит еще до того, как предоставит его Украине”.
Было высказано также предположение, что при нынешнем Кабмине с Украиной может повториться сценарий Беларуси, которая под долговым давлением России несколько лет назад утратила контроль над собственной ГТС. По утверждению Кислинского, стало известно, что Россия потребовала от правительства продлить пребывание ЧФ РФ в Севастополе, а перечень требований содержит и пункты о предоставлении российским компаниям права льготной приватизации нескольких облэнерго, “Укртелекома” и, возможно, “Энергоатома”, Одесского припортового завода, продажа которых запланирована в бюджете.
К заочному диалогу с премьером подключился и гарант, который отметил, что считает недопустимым ведение переговоров о внешнем заимствовании на значительную сумму в тайном режиме: “… Те консультации, как они осторожно сегодня называются, на получение… кредита с российской стороной, являются продолжением ущербной безликой политики украинского правительства. Это кредит, который приводит к разрушению как экономического процесса, так и процессов образования бюджета”.
Что спасет страну от дефолта?
Суть нового спектакля, пожалуй, довольно проста. Во-первых, для Ющенко, очевидно, просто по психологическим причинам неприемлемо получить именно из рук РФ (пусть и временно) средство для спасения украинской экономики. Во-вторых, президенту политически очень выгодно по мере разрастания кризиса переложить исключительно на Кабмин ответственность за все ожидаемые в ближайшем будущем социальные потрясения. Наверняка именно по этой причине правительство избежало участи быть отправленным в отставку.
До самой же Юлии Тимошенко (и ее финансово-экономических советников) наконец-то дошло, как “прекрасно” при ней страна подготовилась к кризису, а также какие невиданные риски ей еще предстоит пережить. В связи с этим Минфину и была дана разнарядка любой ценой и в кратчайшие сроки отыскать деньги на покрытие образовавшихся в бюджете дыр. Но когда практически сейчас никто в мире кредитов не выдает, было решено снова обратиться туда, где отказать не смогут. Ирония судьбы в том, что именно Россия, пожалуй, единственная страна в мире, для которой дефолт Украины невыгоден ни при каких раскладах. Ведь если у нас действительно дойдет до экономического коллапса, под угрозой окажется весь российский экспорт природного газа через украинскую ГТС — основная статья бюджетных поступлений РФ.
Ющенко резонно признает, что над страной нависла бюджетная катастрофа. Дефицит госказны, по оценке Ющенко, в ее нынешнем плановом виде составит как минимум 31 млрд. грн. плюс 45 млрд. грн., запланированных на обязательную рекапитализацию банков в период кризиса. При запланированных 3,1% государство реально получит не менее 7% дефицита. А это (по всем международным нормам) — очень много.
Несмотря на критику в адрес премьера, президент фактически признает, что стране не только придется пересматривать бюджет, но и неплохо бы изыскать дополнительное внешнее финансирование. Закрыть бюджетные дыры даже по защищенным статьям государство не сможет за счет резкого увеличения налогов в падающей экономике. Но и урезать на 20—30% зарплаты бюджетникам (пусть и через инфляцию) при резком повышении тарифов ЖКХ и на транспорт — весьма рискованно. Эксперты считают, что Украина, столкнувшаяся с резким спадом экономики и девальвацией своей валюты, еще может пойти по пути увеличения госдолга. Собственно, по этой причине премьер и президент в едином порыве за считанные дни решили брать кредит МВФ даже на очень жестких условиях.
“Соотношение общего долга к ВВП составляет, по разным оценкам, около 56%. По этому показателю Украина относится к категории стран со средним уровнем задолженности… Если получим все транши от МВФ и еще какие-то деньги, которые закладываются как определенная условная возможность, тогда мы получим соотношение 78—79% внешнего долга к ВВП в 2009 г….страна тогда попадает… на границу категории стран со средней и высокой задолженностью, — поясняет директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. — Но высокая задолженность — не только цифра, но и определенные экономические последствия, это вопрос высоких рисков”.
Аналитик инвесткомпании “Конкорд капитал” Александр Климчук отмечает: “В этом году МВФ должен выделить Украине 9,8 млрд долл. Эта сумма критически важна, чтобы пополнить резервы НБУ и дать ему возможность оказывать влияние на валютный рынок”. Если же последующие транши МВФ будут провалены, страну ждет новый виток девальвации: “НБУ не хватит резервов для поддержания курса гривни… Уже в настоящее время в форвардных контрактах на год инвесторы закладывают курс 13,85 грн. за доллар”.
МВФ самому деньги нужны позарез
Нынешний высокий уровень дефицита бюджета как раз и стал формальным препятствием второму траншу stand by МВФ. Но что же конкретно происходит вокруг проверочной миссии МВФ, которая в закрытом режиме обсуждает с нашими властями условия второго транша — и вдруг решила продлить консультации еще неопределенное время?
Ходят слухи, будто фонд, разобравшись с реальным состоянием дел в госбюджете и экономике в целом, заявляет нашим чиновникам, что не имеет права рисковать деньгами в стране, где дефолт уже неизбежен. Директор Евродепартамента МВФ Марек Белька в ходе встречи с Ющенко 4 февраля сказал: “Мой визит в Украину надо воспринимать как признак того, что в экономике Украины существуют серьезные проблемы, в том числе с внедрением нашей программы и нашего сотрудничества”. И отметил, что визиты директора Евродепартамента в страну, где работает миссия МФВ, являются исключением. Украинский президент признал, что Украина находится в “непростой ситуации”, и признал необходимость корректировки (фактически существенного секвестра) госбюджета. 9 февраля миссия МВФ в официальном сообщении выразила согласие с тем, что более резкое, чем ожидалось, сокращение экономической активности в Украине требует внесения корректив в согласованную с фондом экономическую программу правительства, но на переговоры по этому вопросу потребуется еще несколько недель. По графику, если бы январская миссия фонда дала положительное заключение, следующий транш кредита поступил бы на Украину уже 15 февраля.
Однако из-за существенного ухудшения ситуации во многих странах МВФ выступил с заявлением, что он оказался в затруднительной ситуации, и его средства могут закончиться уже этим летом.
Так, управляющий директор МВФ Доминик Стросс-Кан счел необходимым предупредить: “Сегодня ресурсов МВФ достаточно, чтобы справиться с ситуацией, но поскольку мы имеем дело с глобальным кризисом, потребности могут оказаться гораздо больше, чем раньше. Я не могу обещать, что через шесть-восемь месяцев у нас будет достаточно ресурсов”.
По его словам, МВФ продолжает попытки добиться от стран, имеющих большие излишки на текущих счетах и валютные резервы, обещаний пожертвовать средства на поддержку проблемных стран. Львиная доля предполагаемых резервов фонда должна пополниться за счет обещанного правительством Японии кредита на 100 млрд долл. Впрочем, Япония и сама переживает рекордную за последние 30 лет рецессию, а Китай, на валютные резервы которого рассчитывал фонд, заявил, что отказывается направить средства на поддержку МВФ, так как, по мнению правительства КНР, соотношение голосов в МВФ и Всемирном банке должно отражать соотношение сил в мировой экономике, чего до сих пор не наблюдается.
Напомним, КНР располагает самыми крупными свободными валютными резервами — около 2 трлн долл. Даже странам с крупнейшими золотовалютными резервами свободные средства в период кризиса необходимы, чтобы поддерживать собственные экономики, а не организации с сомнительным имиджем по “преодолению” дефолтов в ряде стран третьего мира.
Это же касается и России, которая по-прежнему обладает третьими в мире после Китая и Японии золотовалютными резервами (до начала кризиса — более 500 млрд долл.). Ближайшим соседям и дружественным странам РФ и сейчас старается помочь. На прошлой неделе государства — члены ЕврАзЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) приняли решение о создании фонда в размере 10 млрд долл. для поддержки мер по преодолению финансового кризиса. Россия предоставила в антикризисный фонд 7,7 млрд долл., которыми теперь при необходимости сможет воспользоваться каждая страна ЕврАзЭС. Параллельно РФ в ближайшие кризисные полгода предоставит государствам, входящим в ЕврАзЭС и Организацию Договора о коллективной безопасности, прямые кредиты еще примерно на такую же сумму.
Судя по информации, которую распространил МВФ, ему впервые за всю его историю не хватает даже запланированных средств на текущий год — более 150 млрд долл. Стран, желающих получить кредитные деньги под любые условия, к лету ожидается гораздо больше, чем сейчас. Ходят слухи, что среди них может оказаться даже Великобритания, которая в этом году столкнется с рекордными за послевоенный период дефицитом и рецессией собственной экономики.
Учитывая, что нынешний финансовый кризис перерос в мировой именно с началом острого дефицита на международном рынке заимствований, в случае задержек или полного отказа МВФ поддерживать Украину она не сможет изыскать даже нескольких миллиардов долларов на покрытие хотя бы части собственного дефицита. Кроме как сделать это напрямую через страны, для которых действительно небезразлично выживание Украины. Как говорится, друзья познаются в беде. Этот момент истины, похоже, наступил только сейчас.