На днях исполняется 100 дней с момента вступления в силу новых штрафов для украинских нарушителей правил дорожного движения. Гаишники бодро рапортуют о «сотнемиллионных» сборах. Куда же деваются эти колоссальные средства?
100 дней штрафов
С 17 ноября прошлого года на территории Украины действуют новые ПДД, а точнее штрафы за их нарушение. За это время, по состоянию на 17 февраля, собрано более 170 миллионов штрафных гривен из 353,5 миллионов наложенных (из них более 42 миллионов гривен водители обязаны выплатить в одной лишь столице). А «первый миллион» для государства был заработан уже на второй день действия новых штрафов.
Как божатся представители Госавтоинспекции, в одном лишь январе резко снизилась смертность на дорогах (45%) и количество ДТП ( 40%).
Особую роль в «антинарушительной» кампании на дорогах играют новые технические приспособления. Речь идет о радарах «Визир» и аппаратных комплексах системы видеонаблюдения. «Письма счастья» с фотографией любимого авто, которое норовит преодолеть аэродинамический предел собственной конструкции, уже не редкость.
По словам главы МВД, одного из главных апологетов дорожной реформы Юрия Луценко, предложение оплатить штраф уже было отослано мэру Киева Леониду Черновецкому и его собственной жене, мадам Луценко. Что оригинально, так это то, что беспристрастный и автоматический «Визир» сделал сотни фотографий передвижения нарушителей, которые работают в главном аппарате Министерства внутренних дел. Интересно, им хотя бы выговор объявили?..
Интересно, что, по официальной информации, напрямую прибыль от деятельности лихачей и любителей поездить «под мухой», ни ГАИ, ни МВД не получают. Половина идет в госказну, а другая — в местные бюджеты и тратится, в том числе, на установку «Визиров» на сложных участках дороги (в Киеве из 80 запланированных камеры установлены уже как минимум в 36 местах), обустройство дорог парковками, знаками и так далее.
Однако, как пишет журналист Станислав Голубенко, ярким примером несколько странного способа для финансирования ГАИ и МВД является так называемая «выплата одноразовой денежной помощи при увольнении со службы». Речь идет о норме, при которой каждому увольняющемуся из «органов» выплачивается одноразовая денежная помощь в размере 50% месячного денежного обеспечения за каждый полный календарный год службы".
Теперь представьте, что гипотетический генерал Иваненко, имеющий официальный ежемесячный оклад в 8 тысяч гривен после 25 лет службы идет в отставку. Домой он принесет выходное пособие в размере 100 тысяч гривен. На подобные привилегии в кризисном бюджете – 2009 отведена отдельная „строка“, которую оценили в полмиллиона гривен. А генералов-то у нас много…
Кара дорожная
Да только одна закавыка выходит – недобор штрафов. Так, начальник Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец прогнозировал в ноябре, что ГАИ намерена получить около 2 миллиардов гривен за счет штрафов, то есть около 160 миллионов ежемесячно. Пока же, напомним, оплачено „лишь“ 170 миллионов из более чем 350-ти „наложенных“ за 3 месяца.
Не на пустом месте, выходит, волновался Юрий Луценко в начале февраля. Тогда, напомним, зам Балоги Игорь Пукшин обнародовал его фразу, сказанную на расширенной коллегии МВД: „Министр внутренних дел, прогнозируя проблемы с госбюджетом, в частности выплатами зарплат работникам МВД, призвал подчиненных латать дыры в бюджете МВД за счет активизации сбора штрафов на дорогах. Мол, находите способы забирать наши деньги. На грани фола, но делайте. Там наши зарплаты“.
Получается, декларируемой цели, а именно уменьшения „беспредела“ на дорогах, власти добились, а фактической, то есть искоренения коррупции на дорогах и латания дыр в местных бюджетах, – нет. В этом контексте, кстати, интересно поведение столичного мэра и его команды. Также не добрав в 2008-м финансов, Леонид Черновецкий устраивает сейчас непрекращающийся перформанс, под шумок которого пытается принять непопулярные меры. Ввели даже дополнительные штрафы за парковку в зеленых зонах, и разрешили использовать для фиксации нарушений „Визиры“.
И в подобной ситуации выходит на первый план морально-этический аспект. Зачем поднимали штрафы? Не для того же, чтобы генерал Иваненко получил астрономическое выходное пособие?.. И не для того же, чтобы водители теперь за „слепоту“ гаишника выкладывали не 20, а 50 гривен?.. Эти деньги по идее должны идти на обновление подвижного состава ГАИ, приобретение и совершенствование систем автоматической фиксации нарушений, оздоровительные процедуры и переподготовку „имеющих избыточный вес“ рыцарей свистка и жезла, в конце-то концов.
А то почему в Грузии работники дорожной инспекции все как один молодые и подтянутые, прошедшие очередную переподготовку, а у нас – с такими… лицами, что ни в один „Визир“ не влезет. С какой стати автомобилист должен относиться к ним корректно, как просит Сергей Коломиец? Ведь как-то не заметно, что содранные с него деньги идут на качественное улучшение работы инспекторов, скрытые „антикоррупционные“ камеры или, скажем увеличение количества аккредитованных СТО для проведения техосмотра.
Ведь увеличенные штрафы – это, как декларировалось, в первую очередь, воспитательный момент, профилактика – а не спасательный круг для тех же гаишников в условиях кризиса. Почему же тогда штрафуют так же рьяно, как и ранее?
В тех же Штатах, например, где наказания за нарушения ПДД покруче наших будут, патрули штрафуют далеко не всех, кого останавливают. Часто полицейские просто проводят разъяснительную работу и отпускают с напутствием счастливой дороги, особенно когда нарушение не серьезное и в результате не возникало опасности для участников дорожного движения. У отечественного ГАИ, кажется, та же проблема, что и у нашей пенитенциарной системы, – они не воспитывают и помогают, а просто карают.
Будущее сквозь прицел радара
Хочется надеяться, что вышеизложенные тезисы – лишь проблема роста гражданского самосознания в Украине. Кстати, Сергей Коломиец отмечает, что в перспективе возле камер наблюдения будут смонтированы дорожные знаки-предупреждения. Пока же, до завершения работы „гайцы“ считают их непозволительной роскошью – пускай, мол, водители думают, что Большой Брат за ними следит везде. Интересно, что это отчасти так и есть – теперь закон разрешает работать „Визиром“ и из „гражданской“ машины, без опознавательных знаков и „маячков“.
Что касается юридических коллизий, то теперь эксперты советуют водителям проверять свой почтовый ящик не реже чем раз в 25 дней – не пришли ли штрафы? Ведь если за это время не пройдет оплата, то сумма штрафа удвоится. За доставку заказным письмом МВД платит „Укрпочте“ по 7,5 гривны. В течение десяти дней после нарушения также можно опротестовать решение ГАИ в суде. Если глянуть выше, на цифры статистики, то становится понятным, что, судя по всему, именно на этом этапе „теряется“ проплата половины штрафов. Подобная „несговорчивость“ украинских водителей оказалась явно в диковинку для МВД и правительства. Вот оно, „пагубное воздействие“ гражданского общества!
Если же водитель не живет по месту прописки, Сергей Коломиец советует ему стать на учет по месту жительства. Документального уточнения статуса теперь требуют и от „продавцов по генеральной доверенности“ – ведь именно этим владельцам авто как средства повышенной опасности, приходят фотографии „Визира“. Кстати, уклониться не в судебном порядке от оплаты штрафа проблематично – без чистоты вашего „досье“ машину нельзя ни продать, ни пройти честно техосмотр. Кстати, аккредитованных ГАИ станций в многомиллионном Киеве всего 8 (по Украине — 228).
В будущем автомобильный мир Украины ожидает введения бальной системы штрафов и замены картонных талонов на карточки начисления денег по типу магазинных– пополнил на энную сумму кусочек пластика с чипом, нарушил на десяток баллов, и сразу же на месте оплатил „ГАИ-кредиткой“ штраф со скидкой в один балл. Это не шутка, а реальный проект закона, готовый к прохождению через горнило ВР.
Обещает ГАИ и портативные алкотесты в свои машины, и обучение инспекторов распознаванию водителей „под кайфом“, и отдельную „категорию“ для скутеристов. Кроме того, инспекторам предстоит выяснить, как бороться с переделанными в Photoshop’е фотографиями c „Визира“. А также подумать о необходимости отмены процедуры техосмотра как таковой (есть такой законопроект Анатолия Гриценко).
В общем, в условиях закрытости отечественных правоохранительных органов от граждан приходится только ждать, снизойдут ли гаишники до ответа на простой вопрос: куда идут деньги от новых штрафов? И ездить – очень осторожно ездить. (Спасибо, хоть эвакуаторы очередной раз "призапретили"…) Ни гвоздя, ни жезла, ни „Визира“!