Главная » Финансы » Транш №2: МВФ готов сжалиться над Украиной

Транш №2: МВФ готов сжалиться над Украиной

В пятницу президент Украины собрал у себя высших руководителей государства — премьера Юлию Тимошенко и спикера парламента Владимира Литвина, а также главу Нацбанка Владимира Стельмаха. На этой встрече также планировалось присутствие лидера оппозиции Виктора Януковича, однако, как сообщил нам источник, близкий к руководству Партии Регионов, он по болезни приехать не смог (его заменил Николай Азаров).

Темой №1 был кредит Международного валютного фонда. Ющенко заявил о необходимости возобновить диалог с МВФ в ближайшее время. И на встрече решили: до 15.00 понедельника Ющенко, Тимошенко, Литвин и глава НБУ должны согласовать совместное послание к фонду.

В МВФ, в свою очередь, также решили сделать шаг навстречу украинской власти. Фонд теперь не требует от правительства бездефицитного бюджета и даже может согласиться на заложенный в бюджет дефицит в 3%, но лишь при условии, что Кабмин скажет, как будет его покрывать — при этом источником покрытия не должно быть печатание гривни. Об этом заявил постоянный представитель МВФ в Украине Макс Альер. Но это не все. Альер призвал правительство и коалицию отказаться от недавно принятого закона о дополнительной таможенной 13%-ной пошлине на большинство импортных товаров, который вступит в силу 6 марта.

МВФ оценивает реальный дефицит бюджета в 50 млрд грн. (это куда больше 3%). Частично его можно покрыть за счет приватизации, частично — за счет привлечения внешних кредитов. Например, взять взаймы у России 5 млрд долларов, что по нынешнему курсу — почти те же 50 млрд грн. Поэтому вполне возможно, что Тимошенко с радостью пообещает МВФ погасить дефицит бюджета без включения печатного станка и без серьезного сокращения расходов. Другой вопрос — сможет ли она получить кредиты и не окажется ли дефицит по итогу еще больший, чем оценки Фонда (из-за обвала поступлений налогов и сборов). Но это дело будущего, а сейчас можно подписать все что угодно (правда, против кредита от России может выступить Ющенко).

Впрочем, по словам депутата от Партии Регионов Ирины Акимовой, МВФ все равно может потребовать пересмотра расходов бюджета. «Потому что реальный дефицит сейчас не 3%, а, по разным оценкам, от 6 до 8. То есть 3—5% расходов надо сокращать. И, безусловно, МВФ не согласится на сохранение в бюджете 84 и 86 статей, которые дают Кабмину право неограниченной эмиссии облигаций внутреннего займа, которые в течение трех дней обязан выкупать Нацбанк», — говорит Акимова.

Куда сложнее с отменой 13%-ной пошлины. «Здесь еще нужно подсчитать, что важнее для Украины — кредит или те выгоды, которые дает закон о повышении пошлин», — говорит нардеп от БЮТ Ольга Боднар. Однако Акимова считает, что от пошлины стоит отказаться. «Нет смысла закрывать рынок, когда его и так закрывает быстро девальвирующая гривня», — говорит нардеп.

Напомним, что отсутствие денег от МВФ эксперты называют основной причиной нестабильности на валютном рынке — без 16 млрд долларов от Фонда нет уверенности, что НБУ хватит своих резервов для удержания курса нацвалюты.

ЗАПАДНАЯ ПРЕССА БЬЕТ ТРЕВОГУ

Тем временем на Западе продолжают негативно оценивать перспективы Украины. «Рынок оценивает риск дефолта в Украине как чрезвычайно высокий», — пишет Wall Street Journal (США). Издание указывает на высокий риск неполучения Украиной кредита МВФ, но называет и другую возможную причину дефолта: доля проблемных кредитов, которые дали стране, равна 40%, что выше, чем у любой другой страны мира. А вот британская Financial Times идет дальше. По ее мнению, недовольство масс в странах Восточной Европы может вылиться в бунты против правительств и банков. Причем наибольший риск такого развития событий, по мнению газеты, в Украине, Латвии и Болгарии.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.