Дырка в бюджете–2009 составит как минимум 0 млрд. Откуда правительство России и его Минфин собираются взять деньги на «штопку» прорех — узнавал The New Times.
Два первых месяца года страна жила с абсолютно нереальным бюджетом, сверстанным из расчета среднегодовой цены на нефть за баррель. Падение цен на нефть и мировой кризис наконец-то заставили правительство пересмотреть принятый осенью 2008 года профицитный бюджет на этот год (см. таблицу на стр. 31). Согласно последним расчетам Минфина, в текущем году расходы государства ( 9,5 трлн рублей) превысят его доходы ( 6,3 трлн рублей) и размер дефицита составит 3,2 трлн рублей (около $90 млрд). Размер бюджетной дыры — примерно 8% ВВП.
Дыра все шире
Большинство опрошенных The New Times экспертов опасаются, что дефицит бюджета окажется в реальности больше, чем заявленные $90 млрд. «Эта цифра может вырасти, если доходная часть бюджета сократится вследствие падения цен на нефть, — отмечает профессор Российской экономической школы Олег Замулин. — При падении среднегодовой цены барреля нефти до $30 величина дефицита достигнет уже не 8%, а 9,5–10% ВВП». А десятая часть ВВП — это уже свыше $100 млрд.
На еще один значимый фактор, способный расширить дыру в бюджете, указал президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев: «У нас происходит колоссальное падение собираемости налогов: о налоге на прибыль в условиях значительного падения промышленного производства вообще можно забыть, да и поступление единого социального налога в казну заметно сократилось». Мнение эксперта подтверждает статистика Минфина: в январе сокращение налоговых доходов бюджета составило 28% к первому месяцу прошлого года. Аналитики компании JPMorgan считают, что налоговые потери бюджета к концу года достигнут 700 млрд рублей.
Вряд ли подобную опасность не осознают в правительстве. Тем острее вопрос: чем заделывать расползающуюся дыру в бюджете?
На заклание
Первыми, на ком правительство решило сэкономить, стали госкорпорации, образованные преимущественно во второй половине 2007 года. Официальной информации о суммах возвращаемых ими средств нет, а на уровне слухов фигурируют цифры от 164 до 260 млрд рублей. «Под нож» правительства может попасть «Олимпстрой», занимающийся строительством спортивных объектов и инфраструктуры в Сочи, с которого правительство хочет получить обратно в казну до 49 млрд рублей. С «Фонда содействию реформе ЖКХ» могут снять 80 млрд рублей, а гендиректор госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс выразил готовность вернуть родному государству 130 млрд рублей.¹
В госкорпорации «Росатом» The New Times не подтвердили, но и не опровергли факт обращения Минфина с запросом о возврате каких-либо финансовых ресурсов в бюджет. «Минфин не обращался в «Агентство по страхованию вкладов» с вопросами о возврате финансовых резервов,» — заявили в пресс-службе АСВ. А госкорпорация «Банк развития — ВЭБ» и вовсе рассчитывает не отдать, а, напротив, получить порядка 30 млрд рублей на поддержку малого бизнеса.
Что касается «Ростехнологии», то там считают, что возвращать государству им нечего, поскольку денежного взноса в эту госкорпорацию не было — только имущественный. При этом структура Сергея Чемезова сама претендует на получение от государства 260 млрд рублей на покрытие долгов и предоставление госгарантий предприятиям «оборонки», входящим в ее состав.
«Госкорпорациям категорически нельзя было выделять деньги, они должны жить так же, как и остальные экономические агенты, — считает главный экономист ИК «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков. — Но если уж дали, то забрать их сегодня — вполне оправданный шаг». Но даже если государство проявит твердость и заберет назад 260 млрд рублей ($7,3 млрд), это составит лишь 7,5% от бюджетного дефицита.
Резервные деньги
Главная же надежда Минфина — средства Резервного фонда. По словам Алексея Кудрина, трансферт из Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета составит 2,7 трлн рублей ($75 млрд). ² При этом Андрей Нечаев считает использование средств Резервного фонда вполне оправданным: «Для того и копились сверхдоходы на черный день».
Главный экономист УК «Финам Менеджмент » Александр Осин подсчитал, что Минфин планирует истратить в этом году 55% Резервного фонда. Если государство будет тратить средства Резервного фонда такими же темпами и дальше, их хватит макcимум на два года, делает вывод эксперт. А вот аналитики Merrill Lynch полагают, что при растущем дефиците бюджета и планируемых объемах антикризисных трат резервы могут быть исчерпаны в течение одного года. К наступлению 2010-го, который по всем прогнозам тоже будет кризисным, «подушка безопасности» может сдуться.
С миру по нитке
Еще один источник — внутренние заимствования. По словам главы Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, денежные власти всерьез прорабатывают вопрос выпуска облигаций с высоким процентом, которые смогут заинтересовать инвесторов. Гурвич считает, что размещение таких облигаций может дополнительно принести в казну $12 млрд. Андрей Нечаев полагает, что подобные бумаги могут вызвать интерес лишь в том случае, если проценты по ним реально окажутся выше уровня инфляции: тогда вложиться в них сможет и население, которое уже скопило «под подушкой» $70 млрд.
А вот Евгений Гавриленков категорически против такой меры: «Внутренние заимствования — самая вредная затея в текущей ситуации, потому что ликвидности в экономике не так много: вся денежная масса в феврале 2009 года составляла 12 трлн рублей. Заимствование — резкое сжатие этой ликвидности. Если правительство выпустит облигации, то эта мера настолько исказит денежные рынки, что экономика не будет расти, потому что кредитные ставки станут непомерно высокими».
Тогда, может быть, стоит возобновить практику заимствований на внешнем рынке? Руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев смотрит на это скептически: «После того как понизили международный рейтинг России,³ занимать на внешнем рынке мы сможем только под очень высокие проценты, которые непонятно как в сегодняшних условиях выплачивать». Что же касается Международного валютного фонда, то он сейчас озабочен выделением средств странам, в наибольшей степени пострадавшим от кризиса. «Россия, пока у нее остаются средства Резервного фонда, к таковым не относится, — утверждает Николаев, — а значит, и рассчитывать на кредиты МВФ не приходится».
Что же получается в итоге? Дефицит бюджета вполне может превысить $100 млрд. Средства Резервного фонда закроют брешь в $75 млрд. В самом оптимистичном варианте $7,3 млрд вернут госкорпорации. Размещение ценных бумаг Минфина при фантастической удаче принесет в казну еще $12 млрд. Но даже при этом — самом позитивном раскладе — останется дыра в $5 млрд. С ней и будем жить?
_______________
1 Корпорация «Роснано» готова купить у государства облигации на 130 млрд. рублей, но с обязательством возврата денег в 2010 году.
2 Размер Резервного фонда на начало февраля 2009 года — 4,863 трлн рублей ($137,34 млрд).
3 Международные рейтинговые агентства Standard&Poor’s и Fitch понизили суверенный рейтинг России до уровня «негативный»