Буквально на днях состоялось очередное заседание Комитета по открытым рынкам Федеральной резервной системы США.
Это та самая комиссия, которая назначает уровень учетной ставки, то есть является самым главным органом, определяющим денежную политику в США, а значит, по большому счету (пока, во всяком случае), в мире.
Как и следовало ожидать, ставка не была снижена. Может быть, конечно, этому обстоятельству и была предписана какая-то высшая мудрость, но, не исключено, что дело тут просто в физических ограничениях, поскольку на сегодня она фактически равна нулю. Разумеется, нет границы власти ФРС, но тут они как-то пока не решились продолжить тенденцию на снижение ставки.
В общем, пока что оценка экономики США получилась в итоговом протоколе какой-то недостаточно оптимистичной. Мы знаем, что общий курс взят как раз на оптимизм, но ФРС сообщило о некоторых дополнительных мерах поддержки экономики, которые уж никак с оптимизмом не вяжутся. Во-первых, ФРС решила выкупить на свой баланс ипотечных облигаций на 750 миллиардов долларов. Во-вторых, купить казначейских облигаций американского правительства на 300 миллионов долларов (а как же устав МВФ? Как можно его нарушать? Ужас!). Переводя на русский язык: речь идет о прямой, ничем не замаскированной эмиссии больше, чем на триллион долларов!
Это будет посильнее «Фауста» Гёте! Недаром доллар сразу же резко рухнул относительно евро (аж на 4%) — поскольку речь идет об увеличении наличной денежной массы сразу на десятки процентов. И говоря о таких мерах, которые, как уже упоминалось, прямо нарушают такую «священную корову», как устав МВФ, как-то неприлично говорить об экономике в позитивных тонах.
Разумеется, ничто не мешает их официальным лицам говорить для своих граждан, что по итогам реализации этих мер «все сразу станет хорошо», но серьезным экспертам после таких мер становится как-то не по себе. Если больному прописали полостную операцию, то считать, что все пройдет быстро, как насморк, как-то не правильно. Да и все предыдущие оптимистические заявления как-то пока не реализовались. И с объяснениями причин кризиса у руководства США и всего «Западного» глобального проекта как-то тоже пока ничего не получается.
Отметим, что США не только показали всему миру, насколько у них все «не слава Богу», но и довольно сильно подвели своих союзников. И Китай, и Япония и Евросоюз живут, во многом, за счет экспорта в США. Особенно сильно это выражено в ЕС, поскольку там этот доход получают главные доноры союзного бюджета и его сокращение — это страшный удар по единству всей организации (правда, кто сказал, что США это не нужно?). И, ясное дело, что это не повысит любовь еврочиновников и руководителей европейских стран по отношению к США и их действиям. А с учетом саммита G20, который должен скоро состояться, это может выйти США боком.
Но главное, все-таки, в другом. Дело в том, что монетарные принципы до недавнего времени были настолько «священны», что говорить вслух об их нарушениях было нельзя. Нарушать втихаря — да, можно, но говорить открыто. И тут, вдруг, открытые нарушения и в таких масштабах… Поневоле задумаешься, не пора ли от этих принципов вообще отказываться, раз их так беспардонно и в таких масштабах нарушают. И этот вопрос неминуемо встанет перед всеми участниками мирового финансового процесса, за исключением, разумеется, денежных властей России, которые уже много лет стараются быть «святее Папы Римского».
Особо интересно на этом фоне выглядят предложения России к саммиту G20. Уже всем понятно, что современную денежную систему никто не будет спасать (хотя какое-то время вслух об этом еще говорить не будут). Это ясно следует и из заявлений лидеров Евросоюза, и из политики ФРС. И в этой ситуации Россия зачем-то предлагает способ спасения мировой финансовой системы путем создания некоторой «надстройки» над современной валютной системой. То есть, США печатает деньги, чтобы за их счет снизить остроту собственного кризиса, а Россия предлагает создать систему, при которой США этой возможности будут лишены, да еще и отобрать у властей этой страны возможности ее полностью контролировать!
Выглядит этот как минимум странно и даже смешно. Особенно на фоне наших денежных властей, которые делают все, чтобы максимально снизить остроту кризиса в США за счет его углубления в России. Зачем говорить то, что заведомо нереализуемо и даже более того, противоречит реальной политике собственного правительства. Абсолютно непонятно и вряд ли может дать какой-то серьезный эффект — разве что собеседники, получившие такое послание, с удивлением разведут руками.