В последние недели ленты международных новостей Украину определенно радуют. Готовность помочь нашей стране разобраться с каким-нибудь кризисом бросились декларировать как финансовые институции, так и политические деятели. То ли украинская тема стала снова модной, то ли положение дел – совсем не вдохновляющим.
Хотелось бы материальную помощь…
Расхожая фраза «… лучше помогите материально» в случае украинского политико-экономического кризиса начинает приобретать все большую актуальность. Несмотря на то, что и правительство, и президент (синхронно, но вразнобой) заверяют, что худшее уже позади, инфляция остановилась, а экономика радует замедлением падения показателей, весь мир считает, что до конца кризиса еще далековато. Но это не повод терять оставшийся оптимизм. Если судить по череде сообщений новостных агентств, то календарная весна в Украине рискует «отяготиться» и ростом сотрудничества с международными финансовыми институтами. Большая часть «спасителей» заявляли о своей готовности помочь и ранее, но, в любом случае, картина вырисовывается привлекательная.
Апрель для Украины, похоже, стал месяцем теоретически заманчивых предложений в сфере «дать денег». Главным событием, пожалуй, заслуженно остается очередной визит миссии Международного валютного фонда, итогом которого должно стать предоставление второго транша кредита stand-by в мае-июне. Невзирая на вялую подготовку, в первую очередь, отечественных парламентариев к внедрению антикризисных мер, которые лоббирует руководство Фонда, миссия отбыла из Киева с оптимистичным настроением и обещанием вернуться не просто не с пустыми руками, но — если получится — с двумя траншами сразу. После этого заявления МВФ прямо-таки косяком пошли предложения в срочном порядке посодействовать спасению украинской экономики — то ли так совпало, то ли действительно сработала прогнозируемая экспертами "примета": мол, если Киев договорится с МВФ, то и остальные финансовые организации отнесутся к Украине с большей лояльностью.
За сравнительно небольшой промежуток времени о необходимости и готовности помочь Украине заявили практически все „заинтересованные“ институты. Не успела глава миссии МВФ Джейла Пазарбазиолу прийти к выводу, что „уже в ближайшее время мы сможем использовать пример Украины как типичную модель удачного выхода из финансового кризиса“, как ее слова были взяты на вооружение. Вслед за этим стало известно, что Всемирный банк (который уже утвердил кредит в размере 400 миллионов долларов „на дороги“, и определил условия выделения 750 миллионов на поддержку финансового сектора) готов расширить масштабы сотрудничества с нашей страной. Не отстает и Европейский банк реконструкции и развития – еще один традиционный спонсор Украины. На следующий день глава ЕБРР Томас Миров высказал убежденность, что Европа должна непременно материально помочь „слишком важной и слишком большой стране“. Подобного мнения придерживается и руководство некоторых европейских стран. В ходе встречи министров иностранных дел стран ЕС, которая состоялась 28 апреля, к этому призвали представители Польши и Германии… Украинский кризис привлекает все больше внимания, и, возможно, это окажется материально полезно.
Какими бы благими намерениями ни делились представители международных структур, основное внимание в ближайшее время стоит уделять сотрудничеству с непосредственными спонсорами. Судя по всему, потепление отношений с МВФ действительно стало хорошим сигналом для мировой общественности. На сегодня руководство миссии на удивление лояльно, но западная пресса заверяет, что статус-кво может долго и не продержаться. Основная проблема – Украина все же прилагает недостаточное количество усилий для бескомпромиссной борьбы с кризисом. Ярким примером этому может послужить ситуация, которая сложилась вокруг рекапитализации банков государством. В аккурат к визиту миссии Фонда Кабмин и НБУ дружно утвердили перечень спасаемых банков и обсудили механизм рекапитализации. Но далеко воз не уехал. Несмотря на то, что в версии новой редакции меморандума с МВФ, которая получила распространение в прессе (в СП признали, что меморандум был переписан, но подробности его содержания разглашать не стали), указано, что механизм спасения банков уже разработан, пока речь о полноценном его согласовании все же не идет. А если учесть, что идейные расхождения (например, необходимо ли непременно внедрять временную администрацию или можно ограничиться куратором) между регулятором и правительством по этому поводу начались задолго до приезда миссии, рассчитывать на скорейшее „утряхивание“ вопроса сложно.
Рекапитализация – это не единственный камень преткновения в сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом. Изменения в законы, на которые рассчитывал Фонд, парламент не принял, и авторам антикризисной программы пришлось довольствоваться правительственными постановлениями. На бездефицитный госбюджет МВФ уже не рассчитывает, но потенциальная „дыра“ в нем все равно больше „квоты“ в 3 процента ВВП (31,1 миллиарда гривен), обещанной Украиной в новой версии меморандума. И где изыскивать средства для ее „залатывания“, по-прежнему неизвестно. К тому же в перечне мероприятий, выполнения которых требует Фонд, есть множество непривлекательных для украинской власти с точки зрения предвыборных перспектив. Среди них – повышение пенсионного возраста (несмотря на отрицания, звучащие со стороны премьера, МВФ настаивает на этой норме), повышение цены на газ для населения, ликвидация части льгот при оплате коммунальных услуг или компенсации бесплатного проезда … В ближайшее время власть имущим придется сделать выбор, что для них важнее: сотрудничество с МВФ, которое (как показала практика последних дней) служит индикатором для большинства потенциальных „кредитодателей“, или электоральные успехи. Впрочем, на Западе, похоже, больших иллюзий по этому поводу не питают.
И учить жить тоже не стоит…
На фоне „мира и согласия“ Украины с международными финансовыми организациями выделяются несколько моментов скорее политического, чем экономического характеров. Первый из них – это популярность, которую в немецкой прессе приобрела тема грозящего в ближайшее время замораживания сотрудничества МВФ и Украины.
Согласно публикации в немецком интернет-издании Russland-Aktuell, Международный валютный фонд крайне обеспокоен поведением украинской власти. Фонду, по словам издания, не нравится и путь принятия необходимых изменений путем правительственных постановлений, и неподтвержденная экономическая либеральность Юлии Тимошенко, и потенциальная коалиция формата БЮТ+Партия регионов. Но главная проблема – политический кризис и отход от либеральных реформ.
Поскольку тезисы, приведенные в статье, еще не получили подтверждения со стороны руководства Фонда, не исключено, что немецкая пресса преждевременно хоронит сотрудничество Украины с МВФ. В то же время убежденность Запада в том, что с украинским экономическим кризисом невозможно совладать без преодоления кризиса политического растет на глазах. „Политическое противостояние в стране превышает все мыслимые нормы, и причины его не только идеологические, но и личные. Кроме того, проблемы обостряются противоречивостью Конституции. Эффективность государства мала, что еще сильнее ухудшает экономическую ситуацию“ – это снова тезисы из немецкой прессы – в этот раз из Suddeutsche Zeitung. Правда, автор статьи — не немецкий журналист, а экс-президент Польши Александр Квасьневский – человек, которого трудно заподозрить в острой неприязни к официальному Киеву. Тем более что высказанные идеи — в Европе уже мэйнстрим. Запад еще не оставляет надежду на консенсус между украинскими власть имущими, но, похоже, начинает верить в ее тщетность.
Наряду с сообщениями о готовности „помочь материально“ участились и предложения сочувствующих „научить жить“. За политическую стабильность как предвестницу экономического благополучия всецело ратует Евросоюз. По информации издания „Украинская правда“, Европа полуофициально взяла курс на примирение Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Организатором возможного слияния усилий выступает руководство Европейской народной партии, саммиты которой регулярно посещают первые лица украинского государства. Причем в качестве одного из посредников в поисках консенсуса рассматривался все тот же Александр Квасьневский (кроме него – экс-премьер Великобритании Тони Блэр и экс-премьер Испании Хосе Мария Аснар). Поэтому не исключено, что программная статья бывшего польского президента – это очередной этап своего рода „артподготовки“.
Аналогичную посредническую роль готовы предложить и американцы, заверяет экс-посол Вашингтона в Киеве, старший советник Центра стратегических и международных исследований Брукингс Института, Стивен Пайфер. Кроме содействия в примирении Штаты готовы поддержать Украину и долларом – автором этого заявления стал старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсена Андерс Ослунд. „Со своей стороны, Соединенные Штаты Америки могут предоставлять Украине финансовую помощь через международные институции, убеждать в необходимости этого международное сообщество. Также наша страна может принять наибольшее участие в развитии энергосбережения, внедрении альтернативных источников энергии“, — считает эксперт. Правда, не факт, что экономическая помощь прибудет раньше политической…
Украинская политическая верхушка, судя по ее почти олимпийскому спокойствию, относится к примирительной активности Запада довольно снисходительно. В последнее время главное, что беспокоит Киев, – это сохранение масштабов двухсторонних отношений с ЕС как в рамках „Восточного партнерства“, так и вне их… С одной стороны, власть имущие (и в первых рядах – премьер-министр) не устают заявлять, что „у нас все хорошо, все готовы к сотрудничеству“. С другой – фатальная близость президентских выборов существенно корректирует готовность крупных политических игроков к переговорам. Понимают это и в Европе, и именно поэтому, судя по всему, сосредотачиваются на обеспечении коммуникации между президентом и главой правительства, а не вразумлении неуступчивого к желаниям МВФ парламента. Народные избранники тоже уверяют, что все хорошо, и на следующей же сессионной неделе НУ-НС обещает приступить к рассмотрению антикризисной программы Кабмина. Того же требуют и представители Партии регионов. Правда, с небольшим дополнением: или Рада принимает действенную программу, или, как „честный“ законодательный орган, надо полагать, самораспускается. Только как неминуемые в таком случае парламентские выборы экстренно посодействуют преодолении кризиса — не слишком ясно…
Трудно сказать, насколько „прогрессивная мировая общественность“ может повлиять на борьбу с внутриукраинским кризисом. С одной стороны – может, причем непосредственно: через все те же стабилизационные кредиты. С другой – ни один финансовый институт, как бы ни сочувствовал он Украине и переживал за стабильность общей финансовой системы, не рискнет выделять миллионы и миллиарды, которые могут утечь сквозь пальцы власти, поглощенной предвыборной борьбой. Одновременно трудно сказать, насколько отечественные власть имущие будут внимательны к просьбам Запада. Конечно, выборы – это святое, но после них тоже надо будет сосуществовать с соседями. Вот только, зная украинские политические традиции, не исключено, что верхушка будет давать любые обещания и делать любые реверансы из расчета на антикризисные кредиты. Только практика показывает, что впрок они могут и не пойти. В любом случае, Украина должна помочь себе сама, „переварив“ внутренние противостояния хотя бы до такой степени, чтобы вопрос целесообразности выделения спасательного круга утопающим не утверждался в повестке дня. Иначе – никто нам не поможет.