Ни кризис, ни призывы к строжайшей экономии со стороны президента и премьера ничему не учат российских чиновников. Многие из них по-прежнему тратят бюджетные деньги на предметы роскоши или последней необходимости, заказывая торжества и банкеты стоимостью до 32 млн рублей. «Известия» проанализировали официальную информацию о государственных тендерах и закупках. Получили ответ, кому на Руси жить хорошо. И задали вопрос, почему им не стыдно.
Если вы поверили, что при сокращении бюджетов всех уровней чиновники сохранили себе только жизненно важные расходы, зайдите на сайт www.zakupki.gov.ru. Именно на нем органы власти публикуют сведения о проводимых ими конкурсах на закупки и оказание услуг. И хорошо, если вас потом станет тревожить червь, а не гигантский удав сомнений.
Вот, к примеру, требуется приобрести 3 люстры общей стоимостью 1,2 млн рублей для нужд парламента Кабардино-Балкарии, республики, с головы до пяток дотационной. То есть каждый осветительный прибор оттянет на 400 000 рублей карманы российских налогоплательщиков. Почему надо платить именно такие бешеные суммы? Потому что это красиво, другое объяснение в голову не приходит.
Администрация главы Республики Калмыкия не стесняется выбрасывать сотни тысяч рублей на тюль в несколько высоких кабинетов. Нынешней весной они заказали себе «шторы с аксессуарами» за 721 000 рублей, а прошлой осенью — за 1 млн 400 тыс. рублей. Для сравнения: 67 кроватей и столько же тумбочек в Элистинский дом-интернат для престарелых и инвалидов обошлись региональной казне в 259 960 рублей. Считаем: каждый предмет стоит примерно 2 тысячи рублей. Бог с ним, что кровать скорее всего из сосны, но кто поверит, что на ней качественный ортопедический матрас, а речь-то идет о немощных людях, которым это действительно необходимо. Хотя убогие и такому ложу будут рады.
Арендуем «Мерс» для начальника
Украшательство общественных зданий и в "жирные"-то времена вызывает вопросы. А в кризисные кажется форменным издевательством. Между тем несколько копий с античных статуй Фемиды, Диониса и др., украшающих Конституционный суд, вылились бюджету в золотую копеечку ценой 500 000 рублей. Фемида еще ладно, вещь в судейском мире незаменимая. Но вот с Дионисом мы напряглись: может, бог виноделия и хаживал по древнегреческим присутственным местам, но свидетельских показаний тому нет. Зато есть намек: делу время, потехе — час.
Впрочем, персонажи мифов Древней Греции коллективно уступили легендарному чекисту. Да, он один обойдется в полмиллиона. Во столько оценили бронзовый, на пьедестале из натурального камня, бюст Дзержинского, заказанный санаторием ФСБ „Байкал“. Одобрил ли бы Феликс Эдмундович коллег? Человек с холодной головой, с горячим сердцем, но без чистых рук, поскольку рук у бюста нет?
Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые иномарки. Алтайский краевой суд за счет федеральной казны собирается приобрести машину ценой 1 млн 150 тыс. рублей, а Следственный комитет при прокуратуре России уже купил за 5 млн рублей „Инфинити QX56“. Не менее 450 тыс. рублей готово „выклевать“ из федерального бюджета Западно-Каспийское бассейновое водное управление, базирующееся в Махачкале, за… аренду на 5 месяцев автомобиля. Причем нужен „Мерседес S 600“ или авто аналогичного класса.
Мы немедленно позвонили туда по телефону, указанному в официальном объявлении об открытом конкурсе. Трубку взял сотрудник планово-экономического отдела. Имя называть не будем, потому что он всего лишь исполнитель. А мы все же не звери, сами от начальства порой несправедливо страдаем. Собеседник так опешил, что не успел подготовить дежурных фраз. Разговор получился занимательным.
— Зачем вам „Мерседес“ в аренду?
— Ну, в связи с тем, что обстановка… это самое… неважная, хотели для руководителя нашего управления арендовать…
— А почему арендовать на 5 месяцев, а не купить?
— Все же зависит от обстановки… Купить навсегда не позволяет финансирование, которое идет по линии федерального агентства. (Федерального агентства водных ресурсов МПР России. — „Известия“.)
— То есть покупка не позволяется, а аренда позволяется?
— Да-да.
— А почему „Мерседес“, а не автомобиль классом пониже, все-таки кризис?
— Агентство федеральное в Москве, все оттуда.
— Но заказчик же ваше региональное управление!
— Честно говоря, я не в курсе, в курсе начальник отдела, а он сейчас в командировке.
Выяснить, на чем именно начальник отдела ездит в командировки, не удалось. Объявления об аренде самолета рядышком на сайте вывешено не было.
Фотоальбом полезнее, чем ремонт дороги
На региональных сайтах госзакупок можно найти немало примеров и чисто бюрократического расточительства. Оно, заметим, повсеместно встречается в России не из желания пошиковать, а потому что так устроена государственная машина.
Вот, скажем, в Карачаево-Черкесии отдают почти 8 млн рублей за разработку стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года. Для бедной республики сумма приличная, но тут и расход двойной: таким образом, видимо, отправляют в урну стратегию до 2020 года, вдохновенно написанную до кризиса. А теперь приготовьтесь умножать, если с 2020-го на 2030-й переориентируются чиновники во всех регионах.
Легко и непринужденно у нас по-прежнему сорят деньгами (исключительно казенными) на сувенирную продукцию, пиар и торжества. Среди министерств и ведомств исключений практически нет. И Совет федерации вкладывает полмиллиона рублей в изготовление собственных календарей. И Госнаркоконтроль тратит 4 млн рублей на брелоки, настенные часы, футболки, календари и прочие побрякушки, предназначение которых — „противодействие незаконному потреблению и обороту наркотиков“. Такое вот ноу-хау.
Не отстают от Москвы и регионы. 500 000 бюджетных рублей там готовы выложить за пиар губернатора Костромской области на телевидении (49,9 минуты в прайм-тайм). 400 000 рублей — за 50 серебряных медалей, непонятно для кого предназначенных, но с надписью „От губернатора Республики Марий Эл Леонида Игоревича Маркелова“. Идея с медалями в целом нам нравится. Но с поправочкой. Если они от Леонида Игоревича — так пусть и заплатит за них из своей зарплаты. А если не хочет, то почему бы честно не вычеканить: „От налогоплательщиков республики“?
Вообще „именины сердца“ и прочие торжества — сплошное разорение. Впечатляют и 750 000 рублей на праздничный фейерверк по случаю Дня России 12 июня в Уфе, и 500 000 рублей — на спиртное для колонии-поселения N 11 в Оренбургской области. Остается сказать спасибо за то, что на закуску, видимо, скинулись сами.
Министерство транспорта за наш с вами счет собирается с размахом в 5 млн рублей отпраздновать 200-летие образования Управления водными и сухопутными сообщениями и учреждения Института корпуса инженеров путей сообщения. Если бы праздновали просто ударным трудом и разумного размера премиями, вышло бы в разы дешевле. Но живем (за госсчет) ведь один раз, поэтому все будет по-взрослому: Государственный Кремлевский дворец, фито — и флородизайн в фойе, не менее пяти приглашенных солистов сцены и все такое.
Еще дороже (31,5 млн рублей) обойдутся культурно-массовые мероприятия, посвященные 82-й годовщине Ленинградской области. Дополнительно предполагается потратить 215 тыс. рублей на часы с символикой Законодательного собрания Ленинградской области, в том числе 5 женских часов в позолоченном корпусе, инкрустированных кристаллами „Сваровски“. Дамы, даже самые блестящие, нуждаются в достойном обрамлении? Но не лучше ли сверкать всеми гранями профессионализма? А еще планируется заплатить 495 тыс. рублей на юбилейный (шутка ли, 82-я годовщина!) фотоальбом Ленинградской области. Видимо, том получится поистине повседневного спроса, штука нужная и полезная, не зря занимающая место дома … Ой, вряд ли, наверняка в кабинете, среди десятка таких же весомых глянцевых „кирпичей“.
Фотоальбом, кстати, обойдется на сотню тысяч рублей дороже, чем ремонт дороги в какой-нибудь деревне.
Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем, говорил Теодор Рузвельт. Говорил не про нас.
Почему у чиновников руки развязаны
Напомним, проект создания портала госзакупок был анонсирован Минэкономразвития еще в 2003 году. Тогда много и пылко говорили о том, что он должен повысить прозрачность процесса приобретения товаров и услуг для государственных нужд. Система конкурсных закупок ориентирована как раз на экономию государственных средств — чтобы побеждал тот, кто предлагает дешевле, — этого не раз требовали и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин. Но, выходит, публичная система размещения государственного заказа, когда практически все сведения выкладываются в интернет, не научила чиновников тратить государственные деньги так, как они расходуют свои собственные. Никто по-прежнему не стесняется жить красиво за народный счет.
— Проблема в том, что 94-й федеральный закон о госзакупках регулирует только размещение госзаказа, но не регулирует его формирование, а ведь именно здесь кроется до 60% и потерь бюджета, и его экономии. Таким образом, в России вообще нигде не оговаривается, что может позволить себе купить чиновник, муниципалитет, государство исходя из имеющейся в бюджете наличности, — комментирует „Известиям“ Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А.Б. Соловьева Высшей школы экономики.
— Но ведь кто-то следит за расходованием бюджета?
— Следят Счетная палата и контрольное управление Минфина, когда приходят проверять, как тратится бюджет, — говорит эксперт. — ФАС следит за определением поставщика. В то же время огромный коррупционноемкий процесс — формирование заказа — и столь же коррупционноемкий процесс его исполнения (что именно купили) фактически не контролируется.
Наконец, публичной и открытой система госзаказа кажется только на первый взгляд. На федеральном сайте www.zakupki.gov.ru и на аналогичных сайтах в регионах можно посмотреть информацию о конкретной организации и о конкретной закупке. Анализировать госзакупки в массе невозможно, а ведь это как раз самое интересное.
— Я могу проанализировать цену, объявленную по конкретному контракту на закупку молока. Могу ли я сравнить цены по всем контрактам на закупку молока? Ни за что, — говорит Ирина Кузнецова. — Можно, как сейчас, вывалить на сайт всю информацию, и ничего там не найти. А можно сделать ее четкой, понятной и удобной для анализа со стороны налогоплательщиков.
А когда граждане смогут посмотреть процесс госзакупки от начала до конца, среди них обязательно найдутся те, кому станет интереснее не телевизор вечером посмотреть, а зайти на сайт и проанализировать, как в стране тратятся их деньги.
Не кризис, а разъяренный налогоплательщик научит чиновников экономить казенные ассигнования. Иначе как был бюрократ „крапивным семенем“, так он им и останется.
Как мы „нагоняли“ люстру за 400 тысяч рублей
Мы решили попытаться повторить подвиг парламента Кабардино-Балкарии, умудрившегося потратить 1,2 млн рублей на три, выражаясь техническим языком, „осветительных прибора“. Самый дешевый из предлагаемых вариантов — просто очень хорошая люстра за 30 тысяч рублей — нами, естественно, был отметен сразу. Дальше начались проблемы: даже в элитных магазинах оказалось непросто найти что-либо дороже 200 тысяч рублей. Так, чтобы прямо сейчас купить, в наличии — трехъярусная, из чешского хрусталя, за 155 тысяч. А гордые парламентарии хотели шестиярусную.
— Пяти — и шестиярусные только на заказ, — отказались немедленно выполнить наш каприз в магазине. — Конкретную цену сказать сложно, все зависит от ваших пожеланий.
— Понимаете, мы ограничены только деньгами — 400 тысяч…
На том конце провода ощутимо оживились.
— Хм… 400 тысяч… Ничего, если вам очень надо — нагоним.
Вот так, видимо, и чиновники „нагоняют“.