Продажи легковых автомобилей в России в 2017 году выросли на 11,9%, сообщила Ассоциация европейского бизнеса. Лидером продаж стали Lada (каждый пятый проданный в РФ автомобиль был этой марки), KIA, Hyundai и Renault.
Спрос растет
Эксперты — и производители, и дилеры — прогнозируют дальнейший рост спроса россиян на легковые автомобили.
«На рынке продолжится позитивная динамика. В 2018 году рост продаж легковых автомобилей составит порядка 10%», — говорит директор по продажам розничного бизнеса группы компаний «Альфа-Лизинг» Дмитрий Пушкин.
Такой же рост спроса прогнозируют председатель правления автомобильной группы «Авилон» Андрей Павлович и гендиректор Suzuki Motor Rus Кеичи Сумида.
Драйверов авторынка несколько. Во-первых, это отложенный спрос, вызванный сильной турбулентностью в экономике в 2014–2015 годах, говорит Пушкин. Автопарк устаревает, а у потребителей есть свои или заемные деньги на покупку машин, что привело к оживлению отрасли еще в прошлом году, отметил он.
Во-вторых, спрос, особенно в массовом сегменте, активно поддерживают госпрограммы. Почти каждый второй автомобиль в 2017 году был продан в рамках программ «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», рассказал Павлович. В 2018 году участники этих программ могут приобретать машины стоимостью до 1,5 млн рублей с 10-процентной скидкой.
О важности господдержки в масс-сегменте говорит и зампред правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. Ее сохранение для покупателей недорогих авто, а также выход большого количества автоновинок в премиальном сегменте будут способствовать росту рынка на 15%, считает он.
Спрос поддержат предложения импортеров по выгодному обмену старого автомобиля на новый и спецпредложения банков при автокредитовании, добавляет Павлович. Эти меры — стимул для повышения интереса у клиентов к покупке нового автомобиля или смене старого, сказал он.
«Также крайне важны такие факторы, как рост реальных доходов населения, потребительская уверенность и стабильность курса рубля», — отметил Кеичи Сумида.
При сохранении текущей экономической ситуации и господдержке рост продаж на 5–10% прогнозируют и компании, занимающиеся автомобильной логистикой. «В конце 2017-го мы наблюдали рост перевозок готовых автомобилей как по России, так и на экспорт. В 2018 году данная тенденция сохранится», — рассказала руководитель отдела продаж логистики готовых автомобилей «GEFCO Россия» Анна Комарова. Рост объема перевозок готовых автомобилей подтверждает данные о восстановлении рынка и коррелирует с продажами новых автомобилей как по России, так и на экспорт, пояснила она.
Автомобили подорожают
Дешеветь автомобили не будут, для этого нет причин, говорят эксперты. Цены на машины в среднем вырастут, по их прогнозам, на 5–15%.
«На популярные модели среднего класса ценник вырастет не более чем на 3–5%», — говорит гендиректор ГК «Грин Финанс» Наталья Абдулаева. — А вот на авто мощностью свыше 200 лошадиных сил, в связи с повышением акцизов, рост цен будет более внушительным — на 10% и более». Правда, повышение не будет агрессивным и пройдет в несколько этапов в течение года, считает она.
Уже сейчас, в самом начале года, ряд марок традиционно подняли цены в связи с изменением акцизов и совершенствованием моделей нового года, рассказал Андрей Павлович. По его словам, цены на Mercedes увеличиваются на 5%, BMW — на 3%, Audi — на 2%, Maserati — на 4%, стоимость автомобилей Volkswagen вырастет на 2–3%, а цена на машины марки Ford увеличится примерно на 4%. «АвтоВАЗ» также заявил о повышении цен в среднем на 2,5%.
«В целом по рынку диапазон увеличения в течение года будет колебаться от 2% до 13% в зависимости от марки, модельного ряда и комплектации, — отметил Павлович. — Рост цен обуславливается инфляцией, сезонным подорожанием, а также увеличением акциза и утилизационного сбора в наступившем году».
Кредит в помощь
Наибольшим спросом у покупателей будут пользоваться бюджетные модели ценой до 800 тыс. рублей, а также недорогие SUV (джипы) стоимостью до 1,5 млн рублей, считает Зиновьев.
Причем эксперты говорят о сохранении прошлогодней тенденции приобретения машины в кредит. По данным агентства «Автостат», в третьем квартале 2017 года более половины машин — 53% — были куплены на заемные средства.
«С начала 2015 года рынок автокредитования в России показывает умеренный, но уверенный рост, и в 2018 году этот тренд сохранится», — говорит гендиректор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин. В третьем квартале прошлого года средняя сумма автокредита составила 650 тыс. рублей. «Исторический максимум по данному показателю пришелся на лето 2017-го (665 тыс. рублей), а минимум — на лето 2015 года, когда средний кредит составил 470 тыс. рублей», — рассказал он.
О росте автокредитования говорит и Абдулаева: «Если в прошлом году на новое авто занимали в среднем 600 тыс. рублей, то уже в январе 2018-го — 850 тыс. рублей. На покупку подержанных авто тоже берут все больше — в среднем 470 тыс. рублей, что на 10% больше, чем в прошлом году».
Примечательно, что россияне стали быстрее рассчитываться по займам, взятым на покупку машины. «Средний срок автокредита с начала 2017 года остается на одном уровне и составляет четыре года, тогда как в 2014-м их выдавали в среднем на пять лет», — отметил Лагуткин.
В среднем банки одобряют каждую вторую заявку на автокредит, говорит эксперт. Каждому десятому заемщику кредитные организации не дают займ из-за плохой кредитной истории, а 4% претендентов на автокредит отсеивают, считая их долговую нагрузку чрезмерной.
Первоначальный взнос, который покупатели готовы заплатить, по словам Натальи Абулаевой, растет: «Ранее он составлял в среднем 20%, а сейчас 30–40% от стоимости авто». Изменились и предпочтения: потребитель стал чаще выбирать модели с улучшенной комплектацией. Также чаще покупатели приобретают новые, а не подержанные авто. «Если в 2016 году соотношение в объемах продаж новых и подержанных машин составляло 20% на 80%, то к концу 2017 года уже 40% на 60%», — говорит Абдулаева.
Мария Селиванова