Правительство РФ заявило о готовности предпринять экстренные меры, с помощью которых можно было бы оперативно остановить рост цен на бензин и дизельное топливо, если их стоимость снова начнет резко расти. Это можно сделать за счет повышения экспортных пошлин на нефтепродукты, что вынудит нефтяников снизить цены.
В конце мая вице-премьер Дмитрий Козак договорился с представителями крупных нефтяных компаний, которые занимают около 60% рынка, о замораживании оптовых и розничных цен на топливо по состоянию на 30 мая. Нефтяники также пообещали увеличить поставки на внутренний рынок.
Согласно последним данным Росстата, за неделю с 28 мая по 4 июня средние потребительские цены на бензин в России выросли на 1,4%. С начала июня бензин подорожал на 0,8%, а с начала года — на 8%. Дизтопливо с 28 мая по 4 июня подорожало на 1,2%, а с начала года — на 8,5%.
На ежегодной «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным Козак заявил, что если договоренности с нефтяниками о ценах на бензин выполняться не будут, то правительство внесет в Госдуму законопроект о повышении пошлин на нефтепродукты для стабилизации цен на внутреннем рынке.
По словам Козака, пока все компании выполняют свои обещания. «Эта угроза [повышения пошлин] будет в руках правительства. Мы очень надеемся на то, что ее применять не придется», — добавил он.
Путин в свою очередь пообещал поддержать такой законопроект, но отметил, что это только «стимул, а не угроза в адрес нефтяных компаний», и выразил надежду, что такая мера не понадобится.
Путин о ситуации с бензином
Глава государства раскритиковал действия правительства на внутреннем рынке топлива, которые, на его взгляд, привели к росту цен на бензин и дизель. Текущую ситуацию с ценами Путин назвал недопустимой, а ее причины увидел в неточном регулировании этой сферы. Тем не менее он отметил, что правительство уже приняло ряд решений, которые призваны ограничить повышение цен на бензин. Осенью этого года будут приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации.
По словам президента, пересмотр налоговых мер по наполнению бюджета привел к стимулированию вывоза на экспорт сырой нефти, что и спровоцировало рост стоимости бензина и дизеля. Он также поручил правительству и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) следить за развитием ситуации на рынке нефтепродуктов.
ФАС в свою очередь заявила об усилении контроля за ценами на бензин в регионах, в особенности на Дальнем Востоке, и сообщила о возбуждении ряд дел. По мнению службы, рост цен на бензин на АЗС в последнюю неделю остановился.
Министр энергетики Александр Новак уточнил, что рост стоимости бензина остановился с 30 мая, а внутренний рынок полностью обеспечен топливом. Он отметил, что на стабилизацию цен оказали влияние действия правительства — снижение акцизов на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно, а также отказ от повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля
Позиция компаний
Нефтяные компании реагируют на ситуацию довольно сдержанно и в целом поддерживают позицию правительства. Так, гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков сказал, что повышение экспортных пошлин на нефтепродукты может быть одним из путей решения проблемы с ценами на топливо. Ранее он заявлял, что бензин подорожал из-за трех факторов — роста стоимости нефти, ослабления курса рубля и увеличения акцизов.
А вот «родоначальником» роста цен Дюков назвал ЦБ. По его мнению, действия Минфина, который регулярно поднимает акцизы на нефть, и рост мировой цены на нефть, вторичны. «Если раньше рост цен на нефть привел бы к снижению курса рубля, мы бы имели другой эффект. А сейчас, поскольку выросла цена на нефть, а курс остался прежним, в том росте, который произошел, 85-90% девальвационного эффекта», — пояснил гендиректор «Газпром нефти».
До этого с предложениями по стабилизации ситуации в нефтяной отрасли выступила «Роснефть». В частности, компания выступила за временный запрет экспорта нефтепродуктов в качестве экстренной меры.
А глава «Лукойла» Вагит Алекперов еще на Петербургском международном экономическом форуме хотя и поблагодарил правительство за решение снизить акцизы, но отметил, что это позволит только стабилизировать цены, но к снижению не приведет.
Что дальше?
Начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин ранее говорил ТАСС, что служба намерена «залить» топливом внутренний рынок, что позволит снизить цену оптового рынка, а затем и розничную за счет увеличения предложения. Еще одним способом достичь этого может стать увеличение нормативов по продаже нефтепродуктов на бирже, а также привлечение к биржевой торговле ранее не торговавших там НПЗ.
ФАС также выступает за дальнейшее снижение акцизов на бензин и дизель, что и было изначально предусмотрено в налоговом маневре. По словам Махонина, «только это позволит снизить цену оптового рынка, а затем и розничную».
Ключевые параметры налогового маневра уже были согласованы на совещании вице-премьера РФ Дмитрия Козака с представителями российских нефтяных компаний. Речь идет об отмене в течение шести экспортной пошлины на нефть и повышении налога на добычу полезных ископаемых. А для сглаживания колебаний цен на нефтепродукты планируется ввести обратный акциз на нефть для нефтеперерабатывающих заводов.