{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_2741267.stepNow *12 +1}} — 5 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_2741267.sliderLength-1}}
Планировалось, что М-1 станет советским вариантом Ford Model B 40A Fordor Sedan, однако данный автомобиль плохо подходил для эксплуатации в условиях СССР. На фото: ГАЗ-М1, на конвейере Горьковского автозавода, 1936 год
© Репродукция Фотохроники ТАСС
Первые серийные машины были собраны 16 марта 1936 г., на следующий день их представили руководству страны. На фото: ГАЗ-М1, 1936 год
© Фотохроника ТАСС
По воспоминаниям инженера Андрея Липгарта, после знакомства с автомобилем Иосиф Сталин сказал: "Дай бог каждому такую машину!"
На фото: Москва, площадь Свердлова, 1946 год
© ТАСС
"Эмками" премировали отличившихся представителей партийной и производственной элиты, военных, полярников, и др. На фото: парад автомобилей-ветеранов на ВДНХ, 1976 год
© Алексей Стужин/Фотохроника ТАСC
Большинство "эмок" были выкрашены в черный цвет с узкой красной декоративной полосой вдоль борта. На фото: ГАЗ-М1 на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники", 2016 год
© Антон Новодережкин/ТАСС
Выбор редакции
Первые российские военные самолеты, вернувшиеся из Сирии, приземлились под Воронежем
15 марта, 14:01
В районе "Академический" стартуют продажи в новых домах
15 марта, 9:49
Православный центр в Париже: символ веры и памятник, связывающий Россию и Францию
14 марта, 16:19
Лучшие лыжники "Газпром трансгаз Екатеринбург" померялись силами на Урале
14 марта, 13:41
Теракт в Анкаре
14 марта, 10:08
В Бразилии участники протестов требуют отставки президента
13 марта, 20:40
1
…
{{item.num+1}}
…
{{$root.cfg.modules.slider[‘gallery_2741267’].sliderLength — 1}}
{{$root.cfg.modules.slider[‘gallery_2741267’].sliderLength — 1}}
+
Планировалось, что М-1 станет советским вариантом Ford Model B 40A Fordor Sedan, однако данный автомобиль плохо подходил для эксплуатации в условиях СССР. На фото: ГАЗ-М1, на конвейере Горьковского автозавода, 1936 год
© Репродукция Фотохроники ТАСС
Первые серийные машины были собраны 16 марта 1936 г., на следующий день их представили руководству страны. На фото: ГАЗ-М1, 1936 год
© Фотохроника ТАСС
По воспоминаниям инженера Андрея Липгарта, после знакомства с автомобилем Иосиф Сталин сказал: "Дай бог каждому такую машину!"
На фото: Москва, площадь Свердлова, 1946 год
© ТАСС
"Эмками" премировали отличившихся представителей партийной и производственной элиты, военных, полярников, и др. На фото: парад автомобилей-ветеранов на ВДНХ, 1976 год
© Алексей Стужин/Фотохроника ТАСC
Большинство "эмок" были выкрашены в черный цвет с узкой красной декоративной полосой вдоль борта. На фото: ГАЗ-М1 на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники", 2016 год
© Антон Новодережкин/ТАСС
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 80 лет назад, 16 марта 1936 г., началась опытная сборка серийных автомобилей модели М-1 на Государственном автомобильном заводе имени В. М. Молотова (ГАЗ, г. Горький; ныне — ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» в составе «Группы ГАЗ», Нижний Новгород).
М-1 («Молотовец-первый», неофициальное название — «эмка») — советский серийный переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль в кузовах седан, пикап и фаэтон. Выпускался в 1937-1943 гг., сменил на конвейере устаревший ГАЗ-А.
История проекта
В соответствии с лицензионным соглашением, заключенным 31 мая 1929 г. Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ) СССР и автопроизводителем Ford Motor Company, автозавод в Горьком получил право использовать американские разработки при создании собственной продукции.
Первоначально планировалось, что М-1 станет советским вариантом легкового автомобиля 1934 г. Ford Model B 40A Fordor Sedan. Американские партнеры снабдили ГАЗ чертежами и штампами для изготовления лицензионной версии «форда-сорокового». Однако данный автомобиль плохо подходил для эксплуатации в условиях СССР, и конструкторский коллектив под руководством инженера Андрея Липгарта продолжил разработку самостоятельно.
В группу, которая проектировала М-1, входили инженеры Анатолий Кригер, Юрий Сорочкин и Лев Косткин (в дальнейшем все они занимали ответственные и руководящие должности на советских автозаводах ЗИЛ, ЗАЗ и МАЗ). От «форда» горьковскую «эмку» отличали подвеска повышенной прочности на четырех продольных рессорах, укрепленная рама с Х-образной поперечиной, дисковые штампованные колеса вместо спицевых, иные формы капота, крыльев, новая облицовка радиатора и др.
Начало выпуска «эмки»
Три опытных образца изготовили на ГАЗе в январе 1934 г. Первые серийные машины были собраны 16 марта 1936 г., на следующий день их представили руководству страны в Московском Кремле. По воспоминаниям Андрея Липгарта, после знакомства с автомобилем генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин сказал: «Дай бог каждому такую машину!»
Массовый выпуск «эмок» развернулся с 20 мая того же года, первая партия из 40 машин была направлена в Наркомтяжпром. В дальнейшем специалисты завода постоянно модернизировали автомобиль в деталях, на базе «эмки» создавались новые модификации. В 1937 г. М-1 экспонировался в советском павильоне на Всемирной промышленной выставке в Париже.
«Эмками» премировали отличившихся представителей партийной и производственной элиты, военных, полярников, видных деятелей культуры и др. Десятки экземпляров М-1 разыгрывались в лотерею Осовиахима. В свободную продажу автомобиль не поступал. По утверждениям иностранных исследователей, в 1938-1939 гг. он стоил в СССР около 8-9 тыс. руб. (порядка 20-30 средних месячных зарплат).
По данным ГАЗ, с 1936 по 1942 г. включительно было выпущено 62 тыс. 888 экземпляров «эмки» (на 20 июня 1941 г. только в Красной Армии числились 10,5 тыс. М-1). В июне 1943 г. кузовной цех Горьковского автозавода был разрушен в результате налета немецкой авиации, после чего штучная сборка поздних модификаций «эмок» продолжалась из имевшихся на складе запчастей. После окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) на ГАЗе выпускались ограниченные партии отдельных модификаций. В 1946 г. на заводской конвейер встал новый легковой автомобиль — ГАЗ М-20 «Победа». По информации журнала «За рулем», в общей сложности было построено порядка 80 тыс. экземпляров разных вариаций «эмки».
Модификации
— ГАЗ М-1, базовая. Большинство «эмок» были выкрашены в черный цвет с узкой красной декоративной полосой вдоль борта. Часть автомобилей оснащалась таксометром для работы в качестве такси (специальная таксомоторная версия с большим задним багажником и запасным колесом на левом крыле была спроектирована, но в серию не пошла).
— ГАЗ М-415, пикап с цельнометаллической кабиной и платформой на 500 кг груза;
— ГАЗ 11-73, модернизированный седан с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11;
— ГАЗ 61-40, полноприводный фаэтон;
— ГАЗ 61-73, седан-внедорожник.
Всего на основе ГАЗ М-1 было создано более 20 различных конструкций автомобилей, в т. ч. опытных и малосерийных (трехосный пикап и штабной автомобиль, легкий артиллерийский тягач, опытный полугусенично-колесный вездеход, гоночный автомобиль ГЛ-1, машины с газогенераторной установкой, двигателями Ford V8 и др). На шасси «эмки» также строили бронеавтомобили ФАИ-М, БА-20 и БА-20М.
Технические характеристики М-1 (1936 г.)
— Длина: 4 тыс. 625 мм;
— ширина: 1 тыс. 770 мм;
— высота: 1 тыс. 780 мм;
— просвет под задним мостом: 210 мм;
— колесная база: 2 тыс. 845 мм;
— масса: 1 тыс. 370 кг;
— грузоподъемность: 500 кг;
— двигатель: бензиновый 4-цилиндровый нижнеклапанный, мощностью 50 лошадиных сил;
— коробка передач: механическая, трехскоростная двуходовая;
— максимальная скорость: 105 км/ч;
— объем топливного бака: 60 л;
— расход топлива (по эксплуатационной норме): 14,5 л/100 км;
— запас хода с полной нагрузкой по шоссе: 460 км.
— пассажировместимость: 5 человек.