Главная » Новости » Легендарная «Эмка»: история советского автомобиля ГАЗ М-1

Легендарная «Эмка»: история советского автомобиля ГАЗ М-1






{{$root.cfg.modules.slider.galleryTable_2741267.stepNow *12 +1}} — 5 из {{$root.cfg.modules.slider.gallery_2741267.sliderLength-1}}

Планировалось, что М-1 станет советским вариантом Ford Model B 40A Fordor Sedan, однако данный автомобиль плохо подходил для эксплуатации в условиях СССР. На фото: ГАЗ-М1, на конвейере Горьковского автозавода, 1936 год
© Репродукция Фотохроники ТАСС

Первые серийные машины были собраны 16 марта 1936 г., на следующий день их представили руководству страны. На фото: ГАЗ-М1, 1936 год
© Фотохроника ТАСС

По воспоминаниям инженера Андрея Липгарта, после знакомства с автомобилем Иосиф Сталин сказал: "Дай бог каждому такую машину!"
На фото: Москва, площадь Свердлова, 1946 год
© ТАСС

"Эмками" премировали отличившихся представителей партийной и производственной элиты, военных, полярников, и др. На фото: парад автомобилей-ветеранов на ВДНХ, 1976 год
© Алексей Стужин/Фотохроника ТАСC

Большинство "эмок" были выкрашены в черный цвет с узкой красной декоративной полосой вдоль борта. На фото: ГАЗ-М1 на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники", 2016 год
© Антон Новодережкин/ТАСС

Выбор редакции

Первые российские военные самолеты, вернувшиеся из Сирии, приземлились под Воронежем

15 марта, 14:01

В районе "Академический" стартуют продажи в новых домах

15 марта, 9:49

Православный центр в Париже: символ веры и памятник, связывающий Россию и Францию

14 марта, 16:19

Лучшие лыжники "Газпром трансгаз Екатеринбург" померялись силами на Урале

14 марта, 13:41

Теракт в Анкаре

14 марта, 10:08

В Бразилии участники протестов требуют отставки президента

13 марта, 20:40

1

{{item.num+1}}


{{$root.cfg.modules.slider[‘gallery_2741267’].sliderLength — 1}}
{{$root.cfg.modules.slider[‘gallery_2741267’].sliderLength — 1}}

+

Планировалось, что М-1 станет советским вариантом Ford Model B 40A Fordor Sedan, однако данный автомобиль плохо подходил для эксплуатации в условиях СССР. На фото: ГАЗ-М1, на конвейере Горьковского автозавода, 1936 год
© Репродукция Фотохроники ТАСС

Первые серийные машины были собраны 16 марта 1936 г., на следующий день их представили руководству страны. На фото: ГАЗ-М1, 1936 год
© Фотохроника ТАСС

По воспоминаниям инженера Андрея Липгарта, после знакомства с автомобилем Иосиф Сталин сказал: "Дай бог каждому такую машину!"
На фото: Москва, площадь Свердлова, 1946 год
© ТАСС

"Эмками" премировали отличившихся представителей партийной и производственной элиты, военных, полярников, и др. На фото: парад автомобилей-ветеранов на ВДНХ, 1976 год
© Алексей Стужин/Фотохроника ТАСC

Большинство "эмок" были выкрашены в черный цвет с узкой красной декоративной полосой вдоль борта. На фото: ГАЗ-М1 на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники", 2016 год
© Антон Новодережкин/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 80 лет назад, 16 марта 1936 г., началась опытная сборка серийных автомобилей модели М-1 на Государственном автомобильном заводе имени В. М. Молотова (ГАЗ, г. Горький; ныне — ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» в составе «Группы ГАЗ», Нижний Новгород).

М-1 («Молотовец-первый», неофициальное название — «эмка») — советский серийный переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль в кузовах седан, пикап и фаэтон. Выпускался в 1937-1943 гг., сменил на конвейере устаревший ГАЗ-А.

История проекта

В соответствии с лицензионным соглашением, заключенным 31 мая 1929 г. Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ) СССР и автопроизводителем Ford Motor Company, автозавод в Горьком получил право использовать американские разработки при создании собственной продукции.

Первоначально планировалось, что М-1 станет советским вариантом легкового автомобиля 1934 г. Ford Model B 40A Fordor Sedan. Американские партнеры снабдили ГАЗ чертежами и штампами для изготовления лицензионной версии «форда-сорокового». Однако данный автомобиль плохо подходил для эксплуатации в условиях СССР, и конструкторский коллектив под руководством инженера Андрея Липгарта продолжил разработку самостоятельно.

В группу, которая проектировала М-1, входили инженеры Анатолий Кригер, Юрий Сорочкин и Лев Косткин (в дальнейшем все они занимали ответственные и руководящие должности на советских автозаводах ЗИЛ, ЗАЗ и МАЗ). От «форда» горьковскую «эмку» отличали подвеска повышенной прочности на четырех продольных рессорах, укрепленная рама с Х-образной поперечиной, дисковые штампованные колеса вместо спицевых, иные формы капота, крыльев, новая облицовка радиатора и др.

Начало выпуска «эмки»

Три опытных образца изготовили на ГАЗе в январе 1934 г. Первые серийные машины были собраны 16 марта 1936 г., на следующий день их представили руководству страны в Московском Кремле. По воспоминаниям Андрея Липгарта, после знакомства с автомобилем генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин сказал: «Дай бог каждому такую машину!»

Массовый выпуск «эмок» развернулся с 20 мая того же года, первая партия из 40 машин была направлена в Наркомтяжпром. В дальнейшем специалисты завода постоянно модернизировали автомобиль в деталях, на базе «эмки» создавались новые модификации. В 1937 г. М-1 экспонировался в советском павильоне на Всемирной промышленной выставке в Париже.

«Эмками» премировали отличившихся представителей партийной и производственной элиты, военных, полярников, видных деятелей культуры и др. Десятки экземпляров М-1 разыгрывались в лотерею Осовиахима. В свободную продажу автомобиль не поступал. По утверждениям иностранных исследователей, в 1938-1939 гг. он стоил в СССР около 8-9 тыс. руб. (порядка 20-30 средних месячных зарплат).

По данным ГАЗ, с 1936 по 1942 г. включительно было выпущено 62 тыс. 888 экземпляров «эмки» (на 20 июня 1941 г. только в Красной Армии числились 10,5 тыс. М-1). В июне 1943 г. кузовной цех Горьковского автозавода был разрушен в результате налета немецкой авиации, после чего штучная сборка поздних модификаций «эмок» продолжалась из имевшихся на складе запчастей. После окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) на ГАЗе выпускались ограниченные партии отдельных модификаций. В 1946 г. на заводской конвейер встал новый легковой автомобиль — ГАЗ М-20 «Победа». По информации журнала «За рулем», в общей сложности было построено порядка 80 тыс. экземпляров разных вариаций «эмки».

Модификации

—  ГАЗ М-1, базовая. Большинство «эмок» были выкрашены в черный цвет с узкой красной декоративной полосой вдоль борта. Часть автомобилей оснащалась таксометром для работы в качестве такси (специальная таксомоторная версия с большим задним багажником и запасным колесом на левом крыле была спроектирована, но в серию не пошла).

—  ГАЗ М-415, пикап с цельнометаллической кабиной и платформой на 500 кг груза;

—  ГАЗ 11-73, модернизированный седан с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11;

—  ГАЗ 61-40, полноприводный фаэтон;

—  ГАЗ 61-73, седан-внедорожник.

Всего на основе ГАЗ М-1 было создано более 20 различных конструкций автомобилей, в т. ч. опытных и малосерийных (трехосный пикап и штабной автомобиль, легкий артиллерийский тягач, опытный полугусенично-колесный вездеход, гоночный автомобиль ГЛ-1, машины с газогенераторной установкой, двигателями Ford V8 и др). На шасси «эмки» также строили бронеавтомобили ФАИ-М, БА-20 и БА-20М.

Технические характеристики М-1 (1936 г.)

—  Длина: 4 тыс. 625 мм;

—  ширина: 1 тыс. 770 мм;

—  высота: 1 тыс. 780 мм;

—  просвет под задним мостом: 210 мм;

—  колесная база: 2 тыс. 845 мм;

—  масса: 1 тыс. 370 кг;

—  грузоподъемность: 500 кг;

—  двигатель: бензиновый 4-цилиндровый нижнеклапанный, мощностью 50 лошадиных сил;

—  коробка передач: механическая, трехскоростная двуходовая;

—  максимальная скорость: 105 км/ч;

—  объем топливного бака: 60 л;

—  расход топлива (по эксплуатационной норме): 14,5 л/100 км;

—  запас хода с полной нагрузкой по шоссе: 460 км.

—  пассажировместимость: 5 человек.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.