В воскресенье вступает в силу закон, согласно которому иностранные компании, торгующие через интернет электронным контентом на территории России, будут обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС). Документ стал известен в интернет-среде как «налог на Google».
Закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 3 июля 2016 года. По своей сути он призван выровнять условия для российских и иностранных интернет-компаний. Однако еще на этапе обсуждения этой инициативы в Госдуме представители отрасли отмечали, что российские компании, которые используют иностранные маркетплейсы для реализации своего контента, также могут попасть под действие этого закона, и им придется платить НДС дважды.
Были и другие вопросы в отношении закона: например, как заставить иностранные компании зарегистрироваться в налоговом органе РФ и платить этот налог; как рассказать многочисленным иностранным компаниям без российского филиала о появлении у них такой обязанности в России.
Тем не менее у закона есть и дополнительные положительные аспекты. Так, по словам депутата Госдумы (ЛДПР) Андрея Лугового, «налог на Google» ежегодно будет приносить стране 10 млрд руб. При этом он отмечал, что роста цен на электронные услуги опасаться не стоит, поскольку «рынок все отрегулирует».
Единой позиции на рынке в отношении того, как выполнять закон, до сих пор нет. Компании заявляют о том, что работают в соответствии с российским законодательством, либо предпочитают совсем не комментировать ситуацию. Некоторые игроки интернет-рынка, попадающие под новый закон, признались, что будут повышать цены для потребителей. Другие отметили, что стоимость услуг останется прежней, однако не уточнили, каким образом они будут компенсировать расходы на уплату НДС в России.
Детали «налога на Google»
Закон предполагает введение НДС в размере 18% для иностранных организаций, которые оказывают россиянам услуги в электронной форме. По закону иностранные компании должны зарегистрироваться в специальном электронном учете налоговой службы и самостоятельно платить НДС не позднее 25-го числа того месяца, «который следует за истекшим налоговым периодом». Если у иностранной компании есть российское подразделение или контрагент в РФ, то они и несут ответственность за уплату налога, вне зависимости от того, есть ли у них соответствующее соглашение с иностранными структурами.
Документ также регламентирует возможность проверки исполнения требований закона. Так, налоговые органы по закону имеют право при проведении проверки в отношении иностранной компании запрашивать информацию по переводу денежных средств в ее пользу у Национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств (в том числе электронных), операционных и платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.
Если в ходе проверки выясняется, что компания не платит НДС, то она снимается с налогового учета, и, помимо штрафа, ей начисляются пени.
Масштабы действия
К услугам, подпадающим под «налог на Google», относятся предоставление прав на использование программного обеспечения и баз данных (включая доступ к онлайн-играм и загрузку компьютерных игр на электронные устройства). Вдобавок по новому закону НДС должно облагаться «предоставление прав на использование электронных книг и других электронных материалов, графических изображений, музыкальных произведений, аудиовизуальных произведений через интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания».
Также закон касается услуг, предоставляемых в электронной форме, рекламных услуг в интернете, услуг по размещению предложений о покупке или продаже товаров (работ), а также имущественных прав.
Кроме того, под действие закона попадают «услуги по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с использованием ИТ для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями». Эта категория включает и торговые площадки, которые в режиме реального времени функционируют по принципу электронного аукциона: покупатели предлагают свою цену, а затем стороны получает извещение о продаже в виде автоматического сообщения.
«Налог на Google» также действует в отношении поддержки сайтов и их администрирования, предоставления вычислительных мощностей в режиме реального времени и доменных имен. НДС придется платить в том числе за предоставление доступа к поисковым системам и ведение статистики на сайтах, за сводки фондовой биржи и автоматизированный перевод в режиме реального времени.
При этом торговля физическими товарами через интернет не попадает по действие закона. Также «налог на Google» не предусмотрен в отношении софта, игр и базы данных «на материальных носителях». Не облагаются НДС и консультации по электронной почте, и услуги по предоставлению доступа к интернету.
НДС для потребителя
Как пояснил ТАСС главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, в нее входят в том числе Google, Microsoft и Mail.ru Group) Карен Казарян, под действие нового закона попадает любая зарубежная компания, оказывающая цифровые услуги россиянам. Также «налог на Google» будут обязаны платить и российские компании, которые продают приложения или игры через такие площадки, как Apple iTunes или AppStore, Google Play, Steam.
Главный аналитик РАЭК напомнил, что ассоциация еще в процессе принятия закона указывала на его недостатки. Так, осталась нерешенной проблема с экспортным НДС, из-за чего ряд российских компаний (например, те, которые продают через магазины приложений), возможно, будут платить налог дважды.
Кроме того, закон не предусматривает классификацию ПО. «Льгота по НДС по-прежнему существует только для софтверных компаний, а не для ИТ-компаний, и зависит от модели продажи ПО», — уточнил эксперт.
Также не до конца понятно, как будет проходить процедура регистрации иностранных компаний в качестве плательщика НДС и как будет определяться национальность клиента.
«Предполагаем, что в первый год будет происходить обкатка механизма, тогда же мы и выясним, насколько данная мера затратна по администрированию и оправдались ли финансово-экономические прогнозы, заявленные при принятии законопроекта», — предположил Казарян.
По словам эксперта, в итоге «налог на Google» будет по сути оплачивать из своего кармана потребитель. «Разумеется, как и в любой другой торговле НДС — это косвенный налог, который платится потребителем», — подчеркнул он.
Компании будут выполнять закон
Вместе с тем иностранные интернет-компании начали заранее готовиться к вступлению закона в силу. В частности, американская корпорация Google разослала пользователям своих сервисов уведомление о возможном росте стоимости подписок на 18%.
«Google соблюдает налоговое законодательство во всех странах, где работает компания. Мы уже уведомили всех пользователей, что в 2017 году будет изменено российское законодательство об НДС. В результате общая стоимость подписок может увеличиться на 18%. Новая цена станет доступна после 1 января 2017 года, когда подписки возобновятся», — рассказали ТАСС в пресс-службе корпорации.
В японской Nintendo (разработчик консолей и видеоигр, участвовавшая в запуске Pokemon Go) заявили, что цены на игры для российских пользователей в сервисе Nintendo eShop для игровых приставок Nintendo 3DS и Wii U вырастут примерно на 20%. «В это изменение уже заложена и небольшая коррекция, связанная с динамикой курса рубля к евро за последние полтора года», — указали ТАСС в пресс-службе Nintendo. Цены на часть ассортимента компания обновила уже 15 декабря. При этом стоимость дополнительного контента к играм не изменится, подчеркнули в компании.
Владелец популярных игровых приставок Xbox — Microsoft — не уточнил, вырастут ли цены на игры. «Microsoft зарегистрируется в системе ФНС и будет предоставлять соответствующую отчетность», — сказали в пресс-службе компании.
Еще один производитель игровых приставок — Sony — не ответил на запрос ТАСС.
Под действие закона также попал американской онлайн-кинотеатр Netflix, который, однако, не собирается повышать стоимость своих услуг для россиян. «Netflix будет соблюдать новый российский закон, и стоимость подписки (включая НДС) останется прежней», — сообщили ТАСС в пресс-службе.
В Apple не ответили на запрос ТАСС. Также не прокомментировали ситуацию и крупнейшие мировые компании-разработчики и дистрибьюторы компьютерных игр — американские Activision Blizzard (игры World of Warcraft, Call of Duty, Diablo, Guitar Hero), корпорация Take2 (владеет 2K Games и Rockstar Games, игры Grand Theft Auto, Civilization и Mafia) и EA Games (игры The Sims, Need For Speed, Harry Potter, FIFA и Mass Effect), а также французский разработчик и дистрибьютор компьютерных игр Ubisoft (игры Assassin’s Creed, Prince of Persia и Far Cry).
Представители сервиса цифрового распространения компьютерных игр и программ Stream (принадлежит американскому разработчику Valve, игры Half-Life, Portal, Counter-Strike и Dota 2) также не ответили на запрос.