Сегодня мир подсчитывает убытки, которые нанес экономический кризис. Только Китай продолжает развиваться: ВВП растет с каждым месяцем, безработица уменьшается, уровень жизни поднимается… Это заставляет специалистов задуматься над природой «китайского чуда».
Сравнения не в нашу пользу
Многие читатели скажут: нет смысла озираться на страну, где проживают более миллиарда человек, рулит компартия, а люди, по нашим меркам, очень бедны. Не будем спорить, приведем лишь некоторые цифры.
В 2008 году средняя зарплата в Китае составляла около 16,5 долл. в день, или $363 в месяц. По данным отечественного Госкомстата, средняя получка в Украине согласно итогам первого квартала — 1762 гривны, то есть 230 у.е. Вот вам и «нищие» китайцы!
Что касается инвестиций государства в экономику, то тут Украине вообще стыд-позор! Если наше правительство мечтает получить 16 млрд баксов от МВФ, чтобы как-то свести концы с концами, то Китай лишь в первом полугодии планирует вложить около $140 миллиардов в производственные отрасли экономики, а до конца 2010-го общий объем госинвестиций достигнет 800 млрд у.е.
— Китай взял самое лучшее и экономически целесообразное, что есть в социализме и капитализме, творчески применив его у себя, — уверен кандидат экономических наук Александр Шульга, побывавший недавно в Поднебесной. — Им потребовалось всего 20 лет, чтобы стать лидерами в науке и производстве…
Украинской независимости скоро исполнится 18, но нам до Китая ой как далеко.
1990-е — потерянный шанс
Большинство вспоминают лихие девяностые с опаской. Но именно тогда у страны имелась возможность заложить базу для экономического подъема.
— Главный тезис перестройки и первых лет независимости звучал так: «Разрешено все, что не запрещено», — продолжает Александр Шульга. — Начали возникать кооперативы, малые предприятия. Увеличилось производство товаров народного потребления, народ пытался освободиться от надоевшего дефицита экономики социализма. Однако в верхах тезис «разрешено все» восприняли как сигнал к личному обогащению…
В итоге коррупционное, административное и налоговое давление на малый и средний бизнес привело к тому, что многие обанкротились. Специалисты, среди которых были и технари, и гуманитарии, ушли в торговлю…
— В Украине стал развиваться торговый капитал, который принялся вытеснять производственный, — уверен Александр Шульга. — Его особенность в том, что он направляется не в сферу производства, а концентрируется в зоне обращения либо вовсе выводится в офшор. Сегодня лишь около 6% потребляемой продукции выпускают на отечественных предприятиях, остальное — импорт.
Стране достаточно три банка
Неудивительно, что в таком хаосе в Украине, как из-под земли, вылезло около 180 различных финучреждений, через которые проходят все денежные потоки. А вот в Китае наоборот: у них есть лишь несколько банков. При этом они не спекулируют на валюте, а заняты кредитованием экономики.
— Прежде всего нам нужно сконцентрировать ресурсы всех украинских банков в трех акционерных. Назовем их Внешторгбанк, Сбербанк и Стройбанк, — продолжает Шульга. — Предложить их владельцам стать соучредителями этой тройки, которая будет контролироваться государством и получать доходы в зависимости от вступительного капитала. Что это даст? Власть сможет управлять валютным курсом, устанавливать кредитный и депозитный проценты, избавиться от валютных спекуляций. Никому не придется думать о колебаниях доллара, так как по всей стране будут филиалы этих трех банков, где валюту начнут продавать и покупать по единой цене.
Если бы государство контролировало финансовый сектор, то и средства легко было бы направлять в реальную экономику, поддерживая стратегические отрасли, как это делают в Китае.
Нужны специалисты, а не хапуги
Естественно, положительные изменения нереальны без внесения поправок в законы, и депутаты должны захотеть сделать что-то полезное для системы.
— В нашем парламенте есть поэты, военные, музыканты, спортсмены и врачи, только экономистов и финансистов маловато, — сетует Александр Шульга. — Поэтому основной целью законотворчества Рады является «правильное» распределение казны в интересах тех или иных политических сил. В Китае же все происходит по-другому. В состав Народного собрания (аналог нашей Рады) избирают «молодых капиталистов»: предпринимателей и директорат государственных отраслей. Дело в том, что страна передала в частную собственность многие отрасли экономики, но стратегические остались под контролем государства. При подобной системе практически отсутствуют лоббирование, коррупция и сговор. Плюс у них действует высшая мера наказания за подобные преступления.
Естественно, все вышеозначенные меры требуют политической и экономической смелости. Но, как говорят китайцы: «Аппендицит лечится методом удаления, иначе наступает летальный исход»…
P.S. Редакция «КП» понимает, что некоторые идеи, прозвучавшие в статье, утопические, однако рациональное зерно в них все-таки есть. Надеемся, что некоторые государственные деятели, прочитавшие материал, возьмут себе кое-что на заметку.