В четверг представители российской компании «Газпром» резко критически высказались о Европейском союзе, позволяющем себе, по их мнению, дискриминационные действия в отношении проектов строительства трубопроводов, пишет журналист Reuters Саймон Шустер.
Критика прозвучала как раз за несколько дней до трехсторонней встречи с представителями Украины, на которой будет обсуждаться спорный вопрос о выплате долга.
Глава департамента зарубежных связей «Газпрома» Станислав Цыганков заявил на конференции, где присутствовал высокопоставленный представитель европейского энергетического ведомства, что Брюссель проявил пристрастность, всячески поддерживая проект Nabucco и всячески затрудняя российские проекты.
«Мы крайне обеспокоены этой явной непоследовательностью подхода, который власти Евросоюза применяют в отношении действий наших фирм, нацеленных на повышение надежности поставок», — заявил он.
В своем выступлении Цыганков описал подход ЕС цитатой из романа Джорджа Оруэлла (George Orwell) "Скотный двор": „Похоже, что все животные равны, но некоторые равнее других“.
Вышеупомянутый представитель ЕС Марьета Ягер (Marjeta Jager) в своем выступлении перед началом конференции выразила согласие с Цыганковым в том, что крайне важно обеспечить надежный спрос Европы на российский газ, но и позицию Европы защищала прямо и без околичностей.
„Давайте напрямую. Репутация в Европе имеет значение“, сказала Ягер, директор по общим делам и международным отношениям в сфере энергетики при Еврокомиссии.
Состоявшийся диалог показал, что негативные последствия, оставленные январской „газовой войной“ России с Украиной, из-за которого миллионы европейцев посреди зимы остались без газа, сказываются до сих пор, а значит, не будут легкими и переговоры между Москвой и Киевом о главной проблеме в их отношениях четырехмиллиардном долге за наполнение газохранилищ Украины.
Ягер, однако, выразила надежду на то, что решение будет найдено к понедельнику, когда представители „Газпрома“ и украинского „Нафтогаза“ встретятся в Брюсселе с представителями международных банков и ЕС с целью разрешения вопроса с платежами и недопущения нового газового кризиса.
„Мы ожидаем от России и Украины восстановления доверия… которое сильно пострадало во время последней кризисной ситуации“.
Счет за украинский газ
Но даже если по итогам переговоров в понедельник вопрос о газохранилищах будет разрешен, способность Украины заплатить за газ, потребленный в июне, останется под вопросом, а неуплата может повлечь за собой очередное отключение такого же рода, как и те, о которых предупреждали и европейские, и российские и украинские власти.
В четверг спецпредставитель президента Украины по энергетике заявил, что государственная энергетическая компания „Нафтогаз“ должна к 7 июля собрать 120 миллионов долларов, чтобы заплатить за российский газ, полученный за месячный период.
„Дата седьмого июля приближается, надо заплатить за полученный в июне газ“, сказал спецпредставитель по энергетике Богдан Соколовский. „Собранных „Нафтогазом“ средств недостаточно“.
По словам Ягер, Соколовского пригласили на заседание в Брюсселе вместе с российским замминистра энергетики Анатолием Яновским, главой экспортного департамента „Газпрома“ Александром Медведевым и главой „Нафтогаза“ Олегом Дубиной.
На вопрос агентства Reuters о наличии уверенности в том, что на встрече вопрос разрешится, Ягер ответила так: „Все надеются, что проблема решится. Нам не нужен очередной газовый кризис“.
Долгосрочное решение своих проблем в отношениях с бывшей соседкой по Советскому Союзу Украиной Россия надеется найти, построив газопроводы в обход украинской территории, по которой идут почти все поставки газа для стран Европы.
Европа тем временем пытается вывести из игры разом и Украину, и Россию, построив газопровод Nabucco, по которому газ из Средней Азии будет поступать непосредственно в Европу.
По словам Цыганкова, постановления европейских институтов мешают процессу реализации российских проектов.
„Nabucco везде получает „зеленый свет“… а наши газотранспортные проекты, Nord Stream и South Stream, постоянно наталкиваются на юридические барьеры“.