На глобальном рынке private banking произошли перемены: лидерство захватил «Bank of America», который, поглотив другой инвестбанк «Merrill Lynch», сбросил с «трона» швейцарский UBS. Такой вывод сделала консалтинговая фирма «Scorpio Partnership», которая является советником многих известных финучреждений, занимающихся VIP banking, и ежегодно составляет рейтинг банков, работающих в этом сегменте.
Портфель активов состоятельных клиентов Bank of America на начало этого года превысил $1,5 трлн. У UBS этот показатель — $1,4 трлн. На третьем месте в рейтинге private banking — еще одна американская банковская корпорация Citigroup с $1,3 трлн. В 2007 году тройка лидеров рейтинга private banking выглядела следующим образом: UBS, Bank of America, Merrill Lynch.
Выехать за счет кризиса смог не только Bank of America, но и банк Уоррена Баффета Wells Fargo, который присоединил находившийся на грани банкротства банк Wachovia, входивший в десятку рейтинга Scorpio (9-е место) в 2007 году. Сейчас Wells Fargo занимает в списке 4-е место.
Ставка на Россию
В целом же в 2008 году активы под управлением этих банков и их конкурентов по всему миру сократились почти на 17%, или $2,9 трлн. Такая сумма была выведена VIP-клиентами из управления в меру разворачивания финансового кризиса. Это привело к снижению рентабельности сегмента: прибыль в нем, по данным Scorpio, упала в среднем на 32,9%. В компании делают вывод, что ближайший год будет для сферы private banking сложным — управляющим необходимо искать наиболее прибыльные сегменты рынка и повышать свою эффективность.
Согласно исследованию аудиторской компании KPMG, основанном на опросе представителей финансового сектора, в числе самых перспективных стран для развития private banking были названы Китай, Индия, Бразилия, США, а также Россия. Последняя стоит в этом списке особняком и особенно выделяется экспертами. «Несмотря на довольно большое число состоятельных людей, бизнес по работе с ними внутри России развит слабо. В большинстве своем эти люди предпочитают управлять своими капиталами из-за рубежа. Международные банки должны продолжать развивать работу с клиентами в России, чтобы быть ближе к ним», — отметил РБК daily руководитель отдела сопровождения корпоративных сделок KPMG в России и СНГ Томас Дикс.
Каменный век private banking
Украины и близко нет в списке благоприятных для private banking стран. Следует понимать и большую разницу между подходами к VIP-банкингу в развитых странах и Украине. «Если для швейцарских или американских банков минимальная сумма средств, которые они готовы принять в управление, составляет $250-300 тыс., то для наших банков и компаний важен не столько объем ресурсов (разумеется, в Украине „планка“ ниже — $50-100 тыс.), сколько статус. Например, официальный доход народного депутата не впечатляет, чего не скажешь о статусе », — объясняет исполнительный директор КУА «Пиоглобал Украина» Григорий Овчаренко.
По оценкам эксперта, на сегодняшний день общий объем активов VIP-клиентов в управлении украинских финучреждений колеблется от $0,5 млрд. до $1 млрд. Лидерами на этом рынке его участники называют УкрСиббанк, ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль и ОТП Банк. На долю первого приходится существенная доля средств «богачей». По оценкам председателя правления УкрСиббанка Сергея Наумова, объем портфеля VIP-клиентов этого финучреждения сейчас вернулся на докризисный уровень и составляет приблизительно $300 млн. «Это 32% нашего розничного портфеля», — отмечает он. Такой активностью на рынке wealth management банк обязан имиджем своей материнской структуры — французской BNP Paribas Group, которая в рейтинге-2007 Scorpio Partnership находилась на 10-м месте с показателем $231 млрд. в управлении.