Главная » Финансы » Налоговая реформа и бюджет-2016. Что произошло, и чего ожидать

Налоговая реформа и бюджет-2016. Что произошло, и чего ожидать

Минфину удалось невозможное.

А именно — объединить политически разъединенный парламент, бизнес, органы местного самоуправления и общественность в отторжении разработанной министерством налоговой реформы.

Почему так получилось?

Первый вариант — Минфин не смог вовремя остановиться и признать, что с налоговой реформой в 2015 году не сложится. Хотя это было понятно еще в конце августа — начале сентября.

Еще одна версия — цель достигнута. Дело даже не в конфликте Наталии Яресько и Нины Южаниной, а в тонкой политической игре. Ее цель — не отправить в отставку, но ослабить позиции премьера Арсения Яценюка и показать неэффективность работы правительства.

Идеологи же двух налоговых реформ просто стали ее заложниками.

Как известно, всю эту неделю обсуждение реформы проходило в парламенте. По его итогам ни одна из политических сил не поддержала вступление в силу нового проекта Налогового кодекса с 1 января 2016 года.

На фоне этого в кулуарах уже язвительно вспоминают об обещании Натальи Яресько уйти в отставку в случае неготовности Кабмина проводить экономические реформы и пересмотреть свою деятельность при отсутствии поддержки со стороны президента, премьера и их партий в парламенте.

Основная проблема в том, что на базе налоговой реформы сверстан бюджет. Отказ от реформы предполагает появление пересчитанного проекта сметы.

Накануне на заседании глав фракций с участием премьер-министра стороны придумали, как выкрутиться.

«Сбалансировать бюджет на 2016 год за счет корректировки действующего Налогового кодекса», — заявил с трибуны спикер Владимир Гройсман.

Пойти планируется протоптанным путем: создать рабочую группу с участием премьера и депутатов.

«Мы предлагаем с 1 января ввести новые ставки налогов и для этого внести необходимые изменения в действующий Налоговый кодекс. Мы предлагаем принять в первом чтении редакцию Налогового кодекса, которая предложена правительством.

Мы предлагаем, чтобы парламент и правительство доработали проект изменений. И не вводить его в действие с 1 января или с 1 февраля, а после длительной дискуссии, широкого публичного обсуждения, после подготовки украинского бизнеса и принятия им этих налоговых изменений», — заявил Яценюк.

По его словам, кодекс нужно ввести в действие в течение 2016 года. Премьер предпочел не называть точных дат.

Еще в четверг утром в разговоре с ЭП член бюджетного комитета из БПП Сергей Мельник говорил: «Рассматривается вариант вступления нового кодекса в силу с 1 июля после доработки. В 2015 году нужно определиться с важными для МВФ нормами — льготным режимом НДС для аграриев и упрощенной системой налогообложения».

Позже глава фракции БПП Юрий Луценко заявил, что БПП готов отложить правительственную редакцию кодекса для ее доработки в первом квартале 2016 года, а вступит в силу закон уже с 2017 года.

Что в итоге? Реализуется сценарий, который как наиболее вероятный озвучивали еще в августе-сентябре: принятие бюджета на действующей базе, сбалансированного под рекомендации МВФ. Фонд уже пригрозил приостановкой кредитования, если Украина примет несогласованный бюджет.

Комитеты выразили неготовность

В среду налоговая реформа по версии Кабмина и проект бюджета рассматривались в налоговом и бюджетном комитетах соответственно. Заседания закончились одинаково: никакой поддержки депутатов.

На налоговом комитете присутствовала замминистра финансов Елена Макеева.

Комитет подготовил проект решения: рекомендавать парламенту включить документ Кабмина в повестку дня с учетом предложений и замечаний комитета.

Проблем возникло сразу две: первая — неготовность депутатов поддержать законопроект Кабмина даже с поправками, вторя — отсутствие кворума.

Депутаты заседали полтора часа, а после разошлись, так и не приняв решение. По информации источника ЭП, тогда Минфин был не готов поддержать большинство предложенных депутатами поправок.

В частности, комитет выдвинул идею уточнить список объектов налогообложения НДФЛ и прописать в кодексе правила функционирования электронного кабинета плательщика.

Комитет также против того, чтобы убирать пороги в рамках контроля над трансфертным ценообразованием. Депутаты говорят, что под такой контроль могут попасть и малые предприятия.

«Учитывая необходимость проведения всесторонней аналитической работы с привлечением контролирующих органов других стран, ее сложность и продолжительность — до 2,5 лет, проверкам будут подвергаться только те операции, от ревизий которых будет очевидна экономическая выгода для государства», — говорится в замечаниях Минфина к депутатским предложениям.

В министерстве также отклонили все замечания комитета относительно уточнения списка объектов налогообложения НДФЛ и снижения ставки налогообложения дивидендов физлиц. Аргумент Минфина — увеличение ставки для дивидендов с 5% до 18% позволит дополнительно получить около 1,3 млрд грн.

По информации источника ЭП, Минфин готов внести предложенные депутатами уточнения к порядку проведения проверок и определению базы налогообложения НДС.

Все замечания относительно более постепенного повышения акцизов и внедрения системы контроля над обротом подакцизных товаров пару дней тому не нашли поддержки в министерстве.

Представители бюджетного комитета работали дольше. Обсуждение проекта сметы длилось около пяти часов. На заседании присутствовали министр финансов Наталья Яресько, первый заместитель Игорь Уманский и замминистра финансов Роман Качур.

«У депутатов много замечаний к цифрам по доходам. Они завышены. За счет перераспределения единого налога мы урезаем источники пополнения местных бюджетов и при этом передаем им кучу полномочий по финансированию льгот», — отметил в разговоре с ЭП Ярослав Маркевич из «Самопомощи».

Много вопросов возникло у депутатов относительно создания дорожного фонда. Парламентарии требовали увеличить финансирование дорог. Минфин предложение отклонил.

«Мы против наличия специального дорожного фонда. Госбюджет должен иметь возможность для маневра и определения приоритетов на год. Спецфонд может работать в случае применения механизма инвестиционных средств, кредитов», — объяснил позицию министерства Уманский.

Идею наполнять фонд регионального развития за счет продажи незаконно нажитого имущества предшественников народные избранники также нещадно раскритиковали. Основные замечания сводились к тому, что реализовать данную идею нереально, и местные власти этих денег не увидят.

«На счетах в Укргазбанке и Ощадбанке арестовано 1,4 млрд долл или свыше 33 млрд грн. В том числе по Укргазбанку речь об индексированных ОВГЗ на 1,52 млрд грн, по Ощадбанку — об ОВГЗ на 1,25 млрд грн», — пыталась доказать Яресько.

В итоге, депутаты проект бюджета заслушали, но в разговорах с ЭП сошлись во мнении: поддерживать не готовы.

Реформу отматывают назад 

Что дальше? Опять поиск баланса по сценарию «новые ставки с января, все остальное потом».

Правда, теперь до конца не понятно, можно ли рассчитывать на 5 млрд грн от игорного бизнеса и 3,5 млрд грн единого налога. В Минфине рассчивают, что закон о легализации игорного бизнеса будет принят, депутаты — не уверены.

Будущее поправок в Бюджетный кодекс тоже пока неясно. Если они не будут приняты, в ведении Минфина останутся ряд льгот, финансирование которых планировалось передать местным бюджетам, и дыра в размере 3,5 млрд грн от запланированного единого налога.

В четверг в Минфине состоялось закрытое совещание с депутатами с участием премьера. «Прошлись по доходам. Сегодня в 15.00 продолжение. Аграриев пока не обсуждали, поскольку предложенный Минфином вариант — максимально возможный компромисс с МВФ», — сообщил ЭП источник в правительстве.

Со стороны депутатов в последнее время звучали две идеи.

Первая — оставить льготы для животноводства и убрать для растениеводства.

Вторая, по словам депутата от БПП Леонида Козаченко — вернуться к формату 2013 года: нулевой ставке НДС при экспорте, которая гарантирует экспортерам право получать возмещение по НДС.

«Прозвучала идея убрать социальную норму 0,5% МЗП, которая не налогооблагается. Еще один болезненный вопрос — ЕСВ. Обсуждается вариант оставить действующую ставку ЕСВ на уровне 41%. Пока вопрос не решен», — сообщил ЭП один из участников рабочей группы.

Cначала, по его словам, был разговор в стиле «руки прочь от упрощенцев». Потом прозвучала идея снизить порог дохода для третьей группы с 20 млн грн до 5 млн грн, а ставку налога поднять до 5%. Никто из депутатов не готов поддержать предложенную Минфином систему трансформации «упрощенки».

«По налогу на прибыль предложение Минфина перейти на уплату по кварталу не вызвало отторжения. Рента — огромная дискуссия. БЮТ настаивает на ставках из своего проекта, который принят в первом чтении. По акцизам не договорились — МВФ согласовал расчеты Минфина», — говорит собеседник.

«Мы начали работать над законопроектом, который в срочном порядке должен быть внесен для принятия сбалансированного бюджета на 2016 год. Сейчас проговариваем каждую статью, рассматриваем все предложения и стараемся внести как можно меньше изменений», — сообщила ЭП глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, БПП.

По ее словам, после подсчетов плюсов и минусов по доходам депутаты так же постатейно рассмотрят расходную часть.

До вторника планируется подготовить проект изменений, а в четверг — принять его за основу и в целом. Тогда можно было бы и рассматривать бюджет.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...